Просмотров 487
О. Б. Левченкова
Философский вопрос о смысле и сущности человеческого бытия, о том, что такое человек, стал волновать мыслителей с древнейших времен. Постановка такого вопроса стала возможной именно потому, что человек обладает не просто сознанием, но самосознанием. Он единственное существо в мире, способное встретиться со своим Я. Он единственный, кто может посмотреть на себя глазами другого. Он единственный, кто может вести с собой внутренний диалог. Поэтому человек очень рано стал говорить о себе, что он не только тело, но и душа. Очень рано он осознал свою моральную сущность и искал корни зла, заставляющего его страдать физически и нравственно. Человек задумывался над тем, какова его собственная природа, добрая она или злая, ведь от этого зависят другие вопросы, связанные с человеческим существованием: как обустроить общество, чему отдавать приоритет — воспитанию или закону и наказанию. В сократовском «Познай самого себя!», как и в тезисе Протагора о «человеке как мере всех вещей», можно увидеть проявившийся интерес к человеческой сущности. Но надо было пройти еще не одну ступень в развитии культуры и самосознания человечества, чтобы понять: человек сам для себя – несомненная тайна.
Глубоко осмыслить свою собственную проблематичность человек смог только в последние два века. Этому способствовали как рост самосознания человечества, так и утрата безмятежности его существования в мире, утрата чувства «обустроенности» и космологической безопасности [2, с. 165], говоря словами Мартина Бубера. Эти потери стали для человеческой личности источником «бездомности» и одиночества. И только действительная глубина человеческого одиночества способна дать такую же глубину антропологической проблематике.
Человек ХХ века испытал глубокий шок в мировом масштабе. Это связано с ужасом кровопролитий в революциях и войнах, а также с неспособностью человеческого разума справиться с иррациональной стихией, ставшей источником войн. К этому следует добавить разочарование в техническом прогрессе: машины, созданные, чтобы служить человеку, сделали его своим рабом. Как писал еврейский философ Мартин Бубер, они были «задуманы всего-навсего как инструмент и некий придаток человеческих рук, но человек сам стал их придатком и одной из снующих взад и вперед мелких деталей» [Там же, с. 193]. Реальность для человека была страшна тем, что творец машин создал демонов, и «творец демонов перестал быть их господином» [Там же, с. 193].
01 Июн 2016 в 09:17. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.