Просмотров 125

УДК [378.016:168.522](043.3)

Т. А. Зюзина

Массовая культура динамично трансформируется, оказывая существенное влияние на общеобразовательные модели.

Массовая культура движется в сторону киберпространства. Самообразование благодаря прогрессу технологий достигает неимоверного уровня. Виртуальное образование с помощью специальных компьютерных игр и программ применяется учебными заведениями, педагогами и родителями; растет новая генерация детей, демонстрирующих уникальные способности к самообразованию.

В то же время процессы в области образования трудно назвать однозначными и непротиворечивыми. Анализ проблемы освоения культурного наследия в эпоху массовой культуры выявляет определенные тенденции в данном процессе. На наш взгляд, они таковы. Во-первых, резкое снижение уровня гуманитарной эрудированности среднестатистического гражданина во всем мире. Во-вторых, возрастание интереса к самообразованию с использованием свободных образовательных платформ и компьютерных технологий. В-третьих, изменение форм презентации культурного наследия и на уровне учебной литературы, и на уровне популяризации, которые оцениваются как тенденции к упрощению.

Социология представляет данные по проблеме гуманитарной эрудированности в эпоху массовой культуры.  Эти данные свидетельствуют о том, что до 50% людей обладают чрезвычайно низким уровнем гуманитарной эрудиции. Демонстрируют невежество, незнание базовых понятий, фактов из области истории, географии; выражаясь образно, они не могут отличить «Бабеля от Бебеля и Гоголя от Гегеля», а «Ван Дейка путают с Ван Даммом». Тем не менее это не мешает им вполне эффективно функционировать в социуме, даже добиваться успехов в профессиональной деятельности. Данное явление можно расценивать как наглядную иллюстрацию философской концепции «естественного разума» Рене Декарта. Похоже, что действительно каждый здравомыслящий человек собственными усилиями, без обучения и воспитания, способен открыть все необходимые истины, все знания, которыми может располагать человечество, без сотрудничества с современниками и даже без чтения книг, хотя бы в них и содержались все истины. Нет нужды в исторической передаче и накоплении знаний. Рене Декарт исходил из установки новой философии, предполагавшей, что разум как человеческая способность в полной мере присущ всем людям и, по сути, одинаков во все времена. Все в равной степени разумны, количественные различия между людьми «по разуму» несущественны, а потому для разума всякие авторитеты излишни и вредны: они затемняют свет и лишают самостоятельности. Истинным же может считаться лишь то, что удостоверено собственным разумом человека.

По мнению Декарта, необходимым предварительным условием достоверного познания должно стать очищение человеческого разума от всего привнесенного извне и некритически воспринятого. Декарт требовал освободить воображение от всех запечатленных в нем несовершенных идей, подвергнуть сомнению все прежние знания, чтобы, разрушив до основания здание существующих наук, воздвигнуть новое [1].

01 Ноя 2018 в 12:49. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв