Просмотров 336
Л. Б. Мизина
Концепция О. Шпенглера более известна как культурологическая, а не эстетическая или искусствоведческая, однако вопросы искусства занимают значительное место в его исследовании, поскольку именно искусство является непосредственным и наиболее ярким воплощением души культуры. Несмотря на историческую ограниченность и логическую незавершенность его теории, идеи выдающегося ученого не потеряли своей актуальности для современной эстетики и искусствоведения.
Особого внимания заслуживает взгляд О. Шпенглера на историю искусства, трактовка феномена вида искусства, понимание взаимосвязи художественного стиля и вида искусства. Категориальный аппарат теории О. Шпенглера не содержит знакомых нам понятий «художественное направление», «художественный метод», «течение». Ученый оперирует только понятиями «стиль», «вид искусства», «род искусства», «художественная форма», которые для него тождественны по своему содержанию.
Оригинальность шпенглеровской трактовки историко-художественного процесса обусловлена непосредственно особенностями культурологической концепции ученого. Известно, что ученый отрицал существование единой линии мировой истории и, соответственно, единой линии мирового искусства. Историко-художественный процесс существует только в пределах отдельных культур, и сущность его состоит в постепенном достижении зрелости стиля как судьбы [1, с. 296], в изменении его фаз. Рассматривая, в частности, западноевропейское искусство как единую художественную систему, являющуюся воплощением фаустовского стиля, О. Шпенглер отмечает: «…Романский стиль, готика, Ренессанс, барокко, рококо по своей сути есть только фазы одного и того же стиля…» [Там же, с. 298]. «Готика и барокко – это юность и старость той же совокупности форм, зреющий и созревший стиль Запада» [Там же, с. 305].
01 Июн 2016 в 09:18. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.