Просмотров 184

Свобода творчества всегда относительна, так как искусство диалогично и художник является выразителем основных идей сообществ, своим творчеством сопровождает все значимые события и общественные процессы, соответствуя эстетическим потребностям потребителя и работодателя. «Преждевременные» художники, провозглашающие новые идеи в своем творчестве, не соответствующие известным общепризнанным формам, ищут собственный язык выражения и рискуют стать несостоявшимися, нереализованными в свое время (П. Сезанн, А. Модильяни, В. Ван Гог, М. Врубель). Изменение общественной и государственной структуры сопровождается ломкой – трагичным изменением общественного сознания, отражающимся в идеологических формах искусства (период Французской революции, искусство 20–30-х годов в России).

Что объединяет творчество авторов, чья практическая реализация происходит в условиях определенной исторической эпохи? Художник и архитектор, несмотря на все рассуждения о свободе творчества, зависят от работодателя-заказчика (фараон, церковь, государство, меценат, король, император) или покупателей, оценивающих практическую, идеологическую и эстетическую цель произведения. В дискуссиях современных теоретиков демократического толка искусство Германии 1932–1945 годов характеризуется как порождение тоталитарного государства. Тоталитарным государством называют и СССР, несмотря на различие в провозглашенных идеях.

Тоталитаризм (от лат. totalitas – цельность, полнота) – тип идеологизированного политического режима с полным (тотальным) контролем властных структур над всей жизнью общества [3]. Тоталитарный характер взаимодействия культуры и искусства ХХ века (архитектура, изобразительное искусство, кино, театр, отчасти музыка, также литература и художественная критика) с политическим режимом превращает искусство в один из основных инструментов идеологической пропаганды.

Критиками милитаризма рассматриваются также различия социально-экономического устройства стран, объединяемых понятием «тоталитаризм»: в Германии и Италии в период фашизма экономической системой оставался капитализм, социальная структура мало отличалась от стран с либеральными политическими системами. Эти же системы демократическим путем привели Гитлера к власти. В СССР с конца 1920-х гг. произошло огосударствление народного хозяйства и изменение структуры общества. При полном различии содержания идеологий Германии и Италии периода фашизма и СССР общей функцией их идеологий было стремление к принудительному массовому единомыслию.

16 Июн 2020 в 09:47. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв