Просмотров 184

Причины тоталитаризма заключаются в социальной разобщенности обществ в ситуации кризиса государства и распада классовой системы после Первой мировой войны. Террор становится признаком тоталитаризма, к которому относят нацистский режим и сталинский период в истории СССР. Феномен тоталитаризма проявляется в модернизации, осуществляемой государством с предельной мобилизацией всех ресурсов. Несмотря на склонность к мистике и иррациональным идеям о строении мира и космоса, действия фашистской Германии отличаются рациональностью, которая исключает сомнения и эмоции.

Идеологи фашизма сформировали свою теорию, определяющую особую миссию и предназначение нации. Все действия, направления в науке, технике, промышленности и искусстве были подчинены тотальному контролю, обслуживали государственную идею, формировали «особого человека, сверхчеловека и особую нацию» уничтожением других «неправильных, низших наций».

Немецкий художественный авангард, получивший развитие в немецкой национальной культуре, не отвечал требованиям перерождения страны и нации. В фашистской Германии уничтожение произведений формалистов предшествовало расовым чисткам. Баухауз был расформирован как гнездо сионизма, несмотря на прагматичность и аполитичность целей экспериментального учебного заведения – подготовку архитекторов и художников-дизайнеров для промышленности.

Увлеченный эллинистическим искусством Гитлер отказал модерну, в том числе и скульптурному, в праве на существование, припечатав его клеймом «дегенеративное искусство». В Берлине была организована выставка, известная под названием «Дегенеративная». Авторы, не получившие одобрения официальной экспертизы, были вынуждены покинуть страну. Произведения из запасников музеев, которые не соответствовали целям, сформулированным идеологами нового государства, были объявлены вредными и подлежащими публичному уничтожение. На площадях демонстративно сжигались книги и художественные произведения неугодных авторов. Однако потом оказалось, что неугодные произведения не уничтожались, а успешно продавались, пополняя государственную казну. Изгоями в своем отечестве оказались Барлах, Кете Кольвиц. Эмигрировали Томас Манн и Генрих Манн, Марлен Дитрих, Оскар Кокошка, Георг Гросс. В 1933 году был закрыт Баухауз. В. Кандинский эмигрировал во Францию, его работы, находившиеся в музеях Германии, постигла трагическая участь.

Печальной оказалась судьба многих представителей немецкого авангарда. В 1937 году проникнутые антивоенным пафосом произведения Эрнста Барлаха были изъяты из музеев, храмов и общественных учреждений, а самого скульптора изгнали из Прусской академии искусств. Та же участь постигла и Рудольфа Беллинга, который в 1937 году был вынужден покинуть Германию. В 1933 году Кете Кольвиц – известный график, гордость немецкого искусства – была лишена звания профессора и академика, ее вынудили уйти из академии, а с 1935 года, после завершения графической антивоенной серии, она утратила возможность выставлять свои работы.

16 Июн 2020 в 09:47. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв