Просмотров 183

Не все соратники фюрера разделяли его точку зрения на авангардное искусство. Йозеф Геббельс держал на своем рабочем столе в кабинете скульптуру Барлаха «Человек в бурю». И даже когда начались активная травля представителей «дегенеративного искусства», он не уничтожил ее и не отдал в специальное хранилище, а перенес в свой особняк на острове Шваненвердер. Тем не менее именно Геббельс высказал мысль о том, что искусство должно следовать указаниям политиков.

Прочтение образов в нефигуративном искусстве субъективно, его невозможно контролировать, поэтому в фашистской Германии были уничтожены все формальные течения, включая школу Баухауз. В фигуративном искусстве, близком к реалистическому направлению, контролируется тематика произведений, идеи, способы их выражения. Борьба с формализмом, модернизмом как одним из проявлений авангарда не завершилась победой реалистического направления. Содержанием фигуративной живописи стали идеи реваншизма, национального могущества, воплотившиеся в форме мистического символизма. Идеи конструктивизма и функционализма, рожденные в России и известные как «архитектура и искусство 20–30-х годов», развивались в Баухаузе, но оказались вытеснены официальным неоклассицизмом, отражающим вкусы главных идеологов нацистской Германии, а в послевоенное время воплотились в Израиле и США.

Государственным органом в Рейхе была Имперская палата искусств. В нацистской Германии в 1936 году насчитывалось 15 000 архитекторов, 14 300 живописцев, 2 900 скульпторов, 4 200 графиков, 2 300 художников-ремесленников, 1 200 модельеров, проектировщиков интерьеров, садовых ландшафтов, художников пропагандистского искусства. Официальное искусство формулировало необходимость использования приемов классического искусства. Задачи всех видов искусств – нести массам иллюзии, изгнать все, что требует усилий для восприятия, – импрессионизм, экспрессионизм и прочее «дегенеративное искусство».

Главный идеолог как начинающий, несостоявшийся художник тяготел к ясным формам и греческим образцам, не вникая в цели и содержание античного искусства. Иными словами, неоклассицизм, заимствуя классическую форму, наполнялся содержанием, соответствующим своему времени, обслуживая узкополитические, временные цели. Претендуя на вечность, Рейх создавал символы, возвеличивающие расширяющуюся империю, «наследницу Рима». Провозглашалась необходимость в героизации образов представителей «арийской нации», и распространялась идея необходимой селекции народов, не достойных существования.

16 Июн 2020 в 09:47. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв