Просмотров 184

Арно Брекер перерабатывал античные образы в духе расового эталона. Первообразом 5-метровой фигуры «Готовность» для рельефа Триумфальной арки был «Давид» Микеланджело, для «Оратора» – римская скульптура с тем же названием. Если эллинистическое искусство выражает спокойствие и гармонию, то нацистская скульптура передает состояние напряженности, экспрессии, динамичности, являет собой олицетворение мощи и силы Третьего рейха, символизирует военную доблесть, смелость и отвагу, мужское товарищество и преданность идеям национал-социализма.

Символическое значение определяют названия скульптур: «Партия», «Вермахт», «Товарищество», «Армия», «Прометей», «Жертва», «Мщение», «Предопределение», «Германец», «Защитник», «Готовность», «Факелоносец». Женские образы в немецком искусстве должны были стать тем же, что и в искусстве античном, – воплощением гармонии и спокойствия. Обнаженная женская фигура, выполненная в скульптуре, могла быть аллегорией Победы.

Работы Арно Брекера после завершения войны считались не имеющими художественной ценности. Это было искусство нацистской Германии, с которой были связаны все беды послевоенного мира. Скульптура Брекера символизировала этот режим, манера лепки стала холодной, замороженной, он отошел от принципов импрессионизма парижского периода. Из мастерской Брекера вышло немало «героических» портретов нацистских бонз и скульптурных ликов их жен, восхищавших современников арийской красотой.

И. С. Кон пишет: «…Брекер работал как пластический хирург: он исправлял недостатки натуры и изображал то, что хотел видеть заказчик» [Цит. по: 1]. Увлечение Брекера героизацией образов отразилась и в такой известной его работе, как скульптурный портрет Рихарда Вагнера. Его черты передают романтический характер великого композитора и одновременно отправляют зрителя к гигантским монументальным изваяниям Третьего рейха. Портрет Вагнера работы Брекера стал визитной карточкой вагнеровского фестиваля в баварском городе Байройте, ежегодно проводимого в здании театра, спроектированного самим композитором [1].

Часть произведений, созданных в нацистской Германии, сохранилась в современной Германии (Дворец спорта на олимпийском стадионе). Не сносят эти памятники, считая их материальным воплощением своей истории. После объединения западной и восточной частей Германии сохраняется памятник К. Марксу работы Л. Кербеля в Карл-Маркс-Штадте (сейчас Хемниц).

Йозеф Торак, автор огромных статуй для имперских автобанов, и Арно Брекер в послевоенное время были удостоены экспозиций в музеях, посвященных их творчеству. Фюрер не соорудил себе памятника, но тиражировались его многочисленные бюсты. Часть их была обнаружена и уничтожена в скульптурной мастерской советскими солдатами. Творчество Арно Брекера с 70-х годов реабилитировано включением в выставочную деятельность европейских музеев, а работа скульптора над частными заказами после окончания войны продолжалась в Западной Германии.

16 Июн 2020 в 09:47. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв