Просмотров 182

Так же, как и многие другие художники Третьего рейха, после окончания войны Торак оказался в денацификационном лагере. Его сочли невиновным в преступлениях нацизма, и он смог вернуться к любимой работе. До конца своей жизни скульптор занимался выполнением частных заказов. Умер Йозеф Торак 26 февраля 1952 года в Баварии. Обвинение автора в холодности, механичности обработки формы и стремлении к идеализации в скульптурных портретах послевоенного периода можно объяснить зависимостью от требований заказчиков.

В то же время в нацистской Германии остались тысячи художников, дизайнеров, архитекторов, декораторов. Не все они могли быть обеспечены государственными заказами и были вынуждены изменить своей профессии или покинуть страну.

«В многочисленных дискуссиях о понятии „тоталитаризм”, при характеристике всеобъемлющей репрессивной политической системы отмечалось вместе с тем, что она не может охватывать всей многообразной и противоречивой реальности конкретного общества» [3].

В фашистской Италии Муссолини не боролся с современными модернистскими авангардистскими течениями в архитектуре и искусстве. В строительство и архитектуру просто не вмешивался. Весь современный авангард (сюрреализм, экспрессионизм) воспринимался как символ новой жизни, сотворения нового миропорядка, нового человека. А классическое, древнее было вокруг в избытке. Экспериментальное искусство символизировало обновление. В Германии официальным направлением стал неоклассицизм, но не реализм. Авангард стал символом итальянского фашизма. Борьба Гитлера с модернистами позволила трактовать все реалистические направления как поддержку нацизма, а весь авангард как передовое, интеллектуальное искусство, что является заблуждением, т. к. авангард стал официальным направлением в фашистской Италии.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дятлева, Г. Искусство Третьего рейха / Г. Дятлева. – Режим доступа: https://unotices.com/book.php?id=188725&page=2
  2. Концлагерь или эвтаназия художнику за «искаженное восприятие реальности». – Режим доступа: https://rusplt.livejournal.com/46794.html
  3. Тоталитаризм // Большая российская энциклопедия. – Режим доступа: https://bigenc.ru/philosophy/text/4198665

 

 

Сержантова И. А. Художник и изобразительное искусство в условиях фашистской идеологии

В статье рассматривается влияние разрушения и становления общественных и государственных структур и государственной идеологии на искусство, на выбор художественной формы как средства создания государственных символов и идеалов в изобразительном искусстве тоталитарных государств на примере нацистской Германии и фашистской Италии.

Ключевые слова: изобразительное искусство, художник, свобода творчества, тоталитаризм, художественная форма, символ, идеал.

 

Sergeantova I. A. The Artist and Fine Art in the Conditions of Fascist Ideology

The article discusses the influence of the destruction and formation of social and state structures and state ideology on art, on the choice of the art form as a means of creating state symbols and ideals in the visual arts of totalitarian states on the example of Nazi Germany and fascist Italy.

Key words: fine art, artist, creative freedom, totalitarianism, art form, symbol, ideal.

16 Июн 2020 в 09:47. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв