Просмотров 301

Ярким контрастом звучит начало середины в т. 41. После затухания звучности мощно на  f  с подчёркнутым marcato заявляет о себе основной мотив у контрафагота, фортепиано и контрабасов. Остинатную пульсацию поддерживают аккорды валторн, а в верхнем регистре порхает всё тот же мотив у флейт и гобоев. Этот четырёхтакт Ю. Тканов «переводит» следующим образом: мотивы контрафагота, фортепиано и контрабасов, приобретающих грозный характер, звучат в басу фортепиано. Их обращённый вариант помещён в верхний голос фактуры фортепианной партии, аккордовую функцию выполняет третья линия фортепианной партитуры и альт (тт. 41 – 45).

Развивающая середина имеет напряжённый характер сродни разработке. Повторение тематического материала ц. 4, захватывающее два такта ц. 5, переходит в новый этап развития. У кларнета, словно гримаса, искажается главный мотив в объёме уменьшённого трезвучия на фоне хроматического контрапункта английского рожка и уменьшённых аккордов альтов и первых скрипок (тт. 48 – 49), после чего, оркестр словно останавливает своё звучание на DD9. Он служит фоном для разливающихся по звукам DDVII7 пассажей флейты, флейты-пикколо и кларнета в высоком регистре. Фанфарные терции труб как бы пытаются приостановить этот полёт, поддержанный уменьшёнными трезвучиями фортепианной партии  (тт. 50 – 51). Интересно отметить, что транскриптору удалось сохранить почти все голоса партитуры, за исключением фортепианной партии. DD9   у фортепиано является фундаментом пассажей дерева в его верхнем регистре. Ю. Тканов умудряется включить в фортепианную фактуру даже реплики труб, добавляя нижний голос, образующий с ними уменьшённое трезвучие. Он подчёркивает его значимость нюансом f как элемента, омрачающего колорит данного раздела. Эту же функцию выполняет и партия альта, поднимающаяся на crescendo из нижнего регистра в верхний и переведённая сначала в двухголосие, потом в аккордовое изложение.

Следующая перекличка английского рожка и гобоя в сопровождении аккордов струнных в ц. 6 приводит к новой фигурации на звуках DVII7 у высокого дерева и тут же переходит в DDVII7, концентрируя напряжение. Эти мрачные «разливы» сопровождают трезвучия фортепиано и зловещие фанфары труб. Данную волну напряжения Ю. Тканов сохраняет следующим образом: альт исполняет сначала партию английского рожка, а затем наращивает фактуру до аккордовой в восходящем движении. Далее транскриптор вводит свою мелодию, представляющую собой скрытое двухголосие, где верхний голос обозначает звуки DDVII7, а нижний – скатывающиеся по хроматизмам шестнадцатые. Появляющиеся в этом авторском пассаже триоли усиливают экспрессиюэтого раздела (тт. 52 – 57). В анализируемом эпизоде многофункциональна партия фортепиано. Здесь и аккордовая педаль, и уменьшённые трезвучия струнной группы, и зловещие сигналы труб (тт. 54, 56) и разливающиеся фигурации высокого дерева.

02 Окт 2017 в 12:56. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв