Просмотров 295

В ц. 28 аккордовая фактура фортепиано принимает на себя функции струнной группы и переклички гобоя с фаготом, после чего альт нежно интонирует распевы флейты и кларнета. В ц. 29 он делит остинато струнных с фортепианной партией, куда дополнительно включаются переклички основного мотива английского рожка и скрипок, завершая первую часть укорачивающимися в каждом такте репетициями на c2.

В результате исследования можно утверждать, что  музыка первой части, где преобладают драматические моменты, выросла из основного нисходящего мотива по звукам трезвучия, постоянно модифицирующегося как в направлении движения, так и ритмически, интонационно. Транскрипция Ю. Тканова сохраняет основной текст партитуры «Симфонических танцев» С. Рахманинова, суть его образного содержания, семантическую направленность. Не нарушая концепции первой части, транскриптор в некоторых разработочных разделах сокращает тематический материал, дополняя его собственным, выдержанным в стилистике композитора.

Сравнивая рахманиновский подлинник и его транскрипцию, следует констатировать, что Ю. Тканов решил сложнейшую задачу: сохранил самобытность оркестрового письма композитора, семантическую сущность его музыки, используя только два инструмента – альт и фортепиано. Обладая приёмами композиторской техники, музыкант умело распределяет помещённые в разных голосах оркестровой партитуры переклички отдельных мотивов тем между голосами многослойной фортепианной фактуры и альтовой партией. К числу «вольностей» транскриптора относятся несущественные сокращения нотного текста, обусловленные недостаточностью тембрального спектра транскрипции, позволяющие сделать переходы от одного раздела к другому более динамичными.  К числу достоинств транскрипции относится разумное использование пауз в альтовой партии перед изложением тем, порученных в оркестре струнной группе, а также использование двойных нот и аккордов в туттийных разделах, что придаёт им в совокупности с фортепианной фактурой оркестровую мощь.

Отдельно хочется отметить фортепианную партию, представляющую огромную сложность для пианиста и требующую от него большого мастерства. Это и умение слышать, передать тембры оркестра, и владение искусством линеарной полифонии, и наличие подлинно виртуозной техники. Партия фортепиано не сводится к концертмейстерским задачам. Она многофункциональна, беря на себя аккомпанирующую роль отдельных инструментов, выступая в роли солиста, обозначая разделы в формы, в частности формирования кульминации. В целом можно констатировать, что данная транскрипция существенным образом обогатила современный альтовый репертуар, позволяя прикоснуться к симфоническим шедеврам великого русского классика.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Асафьев Б. В. Избранные труды : в 4 т. Т. 2. / Б. В. Асафьев. – М. : Изд-во АН СССР, 1954. – 384 с.
  2. Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов / В. Н. Брянцева.– М. : Сов. композитор , 1976. – 645 с.
  3. Мильштейн Я. И. Ференц Лист / Я. И. Мильштейн.  –  М. : Музыка,  1999. – 654 с.

4. Соколова О. И. Симфонические произведения С. В. Рахманинова / О. И. Соколова. –  М. : Музгиз, 1957. – 132 с.

02 Окт 2017 в 12:56. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв