Просмотров 295

В разделе a tempo в клавире фортепиано исполняет наpреплики флейты, сопровождая их мягкими аккордами, порученными в партитуре струнной группе оркестра. Затем  с т. 74  знакомый мотив с ремаркой dolce в партиях флейты, английского рожка, кларнета, басового кларнета опускается из верхнего регистра в нижний. В транскрипции он поручен альту, вступающему в перекличку с фортепиано (тт. 74 – 80). Звучность словно растворяется в пространстве, и как напоминание о начале первой части у альта появляется остинато на звуке c2. Создаётся ощущение полной исчерпаемости, после чего начинается лирическая средняя часть.

Как утверждает О. Соколова, средняя часть poco a poco rallentando – область рахманиновской сокровенной лирики, окрашенной чувством щемящей тоски по навсегда утерянной Родине. Эта музыка вызывает в памяти картины русской природы с неоглядными лесными далями, разноцветием трав, бескрайними степными просторами, то бесконечно дорогое, что окружало композитора с раннего детства [4]. Данный раздел не что иное, как русская народная песня, состоящая из двух куплетов. Ей предшествуют распевы солирующего гобоя, которому вторит кларнет. Разливы этих наигрышей напоминают переклички пастушьих свирелей. Они готовят вступление главной темы, порученной саксофону-альту (Lento). Она состоит из трёх неравнодлительных предложений: а (тт. 108 – 114) +a1 (тт. 115 – 120) + a2 (тт. 121 – 129).  Ходы по звукам тонического трезвучия, натуральный минор, внутритактовые синкопы придают ей характер протяжной крестьянской песни с мелодией, по выражению Б. Асафьева, «стелющейся, как тропа в полях» [1]. Она звучит в сопровождении узоров деревянных духовых инструментов в верхних голосах и пения двух фаготов с использованием народной подголосочной полифонии. В т. 130 начинается связка, соединяющая первый и второй куплеты грустной песни. Она полностью построена на орнаментах деревянных духовых, сопровождающих напевный контрапункт валторны и уже знакомое скорбное двухголосие фаготов.

Этот раздел Ю. Тканов трактует следующим образом. Распев гобоя поручает фортепиано, перебрасывая его в т. 85 в партию засурдиненного альта, которому вторит одноголосное изложение фортепиано, исполняющее мелодии кларнета. Музыкант использует сурдину, преднамеренно приглушая голос альта  и создавая впечатление откуда-то издалека доносящейся песни. Начиная с т. 86 партия гобоя исполняется фортепиано, а наигрыши кларнета  альтом,  в разделе Lento сопровождающего мелодию солирующего саксофона. Она звучит в унисон у фортепиано в первой и второй октаве, переходя в реплики двух фаготов с исконно русской народной подголосочностью, в то время когда альт воспроизводит распевы английского рожка и гобоя (ц. 11). Транскрипция второй фразы аналогична первой. Однако в т. 120 (партитура) он переходит на размер 2/4, сокращая этот раздел на восемь с половиной тактов до вступления фаготов с валторной в связке. Подобное сокращение, возможно, связано с полным проведением трёх фраз темы во втором куплете, исполняемом в подлиннике первыми скрипками и виолончелями, а также протяжённостью связующего раздела, охватывающего девять тактов с полифонической разноголосицей узоров деревянных духовых и валторны, напоминающих игру народного ансамбля гудошников. Чтобы передать это в транскрипции, Ю. Тканов расслаивает фактуру фортепиано, выводя в ней пять уровней, вбирающих в себя партии фаготов, валторны, басового кларнета, английского рожка. Таким образом, фортепиано выполняет функцию гармонической педали, расцвеченной подголосками, куда вклиниваются отдельные мотивы оркестрового фортепиано из последующего раздела, где оно сопровождает главную тему у струнной группы оркестра. В это время альт воспроизводит партии кларнета и гобоя.

02 Окт 2017 в 12:56. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв