Просмотров 175

Второй куплет экспонирует основную тему в тембре первых скрипок и виолончелей. Расцвечивающие её узоры играет фортепиано, образуя своеобразный дуэт с главной темой, сохраняющей свою структуру из трёх предложений.

В транскрипции её поёт солирующий альт без сурдины. Разливающаяся, словно не имеющая границ мелодия песни, первоначально раздающаяся как бы издалека, стала явью. Это подчёркивает нюанс mf, а во втором и третьем предложениях – f и ff. Фортепиано сопрягает в себе оркестровую фортепианную партию и арпеджированные аккорды арфы. В конце этого раздела в т. 132 в ней слышны реплики гобоя и фагота. В ц. 17 на pp в нижнем регистре появляется tremolo CisCis1, это не что иное, как тонический органный пункт контрабасов. Кроме того, транскриптор отдаёт  партии фортепиано контрапункт виолончелей и мелодию первых скрипок. Здесь же альт играет партию альтовой группы. Всё это готовит начало следующего раздела средней части a tempo piu mosso.

Огромная связка разработочного характера предшествует репризе.В сопровождении тонико-доминантового органного пункта тубы и контрафагота у басового кларнета, а затем фагота звучат зловещие прыгающие на staccatoмотивы. На их фоне в т. 165 кларнет играет  трансформированный материал, построенный на нисходящих хроматизмах и тритонах, которые затем переходят в партию вторых скрипок и альтов. Всё это сопровождает хроматический нисходящий контрапункт басового кларнета. Начиная с раздела poco a poco accelerando прыгающие стаккатные мотивы у фагота меняют ракурс движения, устремляясь вверх, в этом же направлении следует хроматическая гамма у английского рожка и валторн, в то время как скрипки сохраняют прежний облик зловещего мотива (тт. 169 – 173). Tremolo литавр, crescendo, органный пункт  вносят волнение. Ускоряющийся темп формирует волну напряжения, которая в разделе tempo I насыщается перекличками мотивов на звуках квартсекстаккорда у деревянных духовых и струнных инструментов, в то время как у труб заявляет о себе главный мотив части в обращении. Постепенно возвращается тематический материал первого раздела. В т. 178 на  ff у высокого дерева, скрипок и альтов звучит главный мотив первой части в контрапункте с гармонической фигурацией фаготов (безостановочное движение шестнадцатыми). Оно продолжается в ц. 18 у струнной группы, аккомпанирующей секвенционному развитию трелеобразного оборота в партии двух гобоев (c2 des2), которому отвечает квартовый мотив флейты (f3 – с3). Двухтактовое звено секвенции движется по малым секундам вниз, завершая всё развитие в т. 185. В этом эпизоде есть некая таинственность. За два такта до ц. 19 хроматическое движение гобоев и нисходящих тритонов у флейты, переходящих в партию первых скрипок, готовит начало следующей, самой мощной волны развития, устремлённой к кульминации.

02 Окт 2017 в 12:56. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв