Просмотров 55

Действительно, в музыке находят свое уникальное художественное выражение самые разнообразные феномены бытия и человеческого существования: мир и война, любовь и смерть, природные явления и социальные процессы. Между тем необходимо отметить наличие феноменов, выражение которых в музыке достаточно проблематично. Одним из таких феноменов является судебный процесс. Будучи одной из древнейших социокультурных практик и оставаясь актуальным в условиях современной цивилизации, судебный процесс крайне редко находит свое музыкальное выражение. Такая ситуация является следствием очевидно присутствующей противоположности между сущностью музыки и сущностью судебного процесса. Осмыслению обозначенной противоположности отчасти способствует введенная Ф. Ницше в философско-эстетический дискурс антиномия «аполлоновское и дионисийское». Согласно концепции Ф. Ницше, музыка традиционно признается проявлением дионисийского начала, представляющего собой «выражение инстинктивной природной воли к жизни, игры жизненных сил, „вакхического опьянения” самой сущностью жизни вне какого-либо контроля или диктата разума или рассудка» [2, с. 317]. Судебный процесс, в свою очередь, скорее можно представить как одно из выражений аполлоновского начала, выражающего разумность, рациональность, упорядоченность бытия и проявляющегося в словесных произведениях, в решениях суда. Музыкальное произведение направлено на чувства, прежде всего на слух, на эмоции человека. Судебный процесс направлен на регулирование поведения человека, на определение его юридического статуса, пределов его прав и обязанностей. Кроме того, как справедливо отмечает Р. А. Куренкова, в традиции изучения музыкальных явлений музыка часто рассматривается не как искусство, которое изображает какие-то формы, а как нечто более оригинальное, нежели простое воспроизведение предметов, как выражение психических настроений, как самодостаточная красота музыкально-звуковых образов [6, с. 92–93].

В связи с описанной проблематичностью выражения судебного процесса в музыке может показаться, что он лишен чувственности, является исключительно рационально-утилитарной практикой, а потому не предполагает своего эстетического и музыкального выражения. Между тем в условиях характерного в XXI веке для культуры в целом и для музыки в частности постмодернизма с присущим ему акцентом на игру во всех сферах бытия обозначенные противоположности «аполлоновское» и «дионисийское» нередко находят свои неожиданные сочетания. «Апологеты постмодернизма рассматривают музыку как текст, возникающий спонтанно в данный момент и никогда не завершаемый, имеющий тенденцию к разрушению и выхождению „за пределы слышимого”» [Там же, с. 251]. Такой подход, как верно отмечает А. Ш. Руди, позволяет обнаружить, что каждый звук и мельчайший элемент музыкальной ткани является выразителем смысла [11, с. 36].

12 Июл 2021 в 12:54. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв