Просмотров 55

УДК 18+7.011

А. В. Семенович

Из всех существующих видов искусств музыка, пожалуй, в наибольшей степени предполагает чувственное восприятие, основанное не на рациональных символах, а на звуковых выражениях. Как справедливо отмечает Р. А. Куренкова: «Каждый отдельный музыкальный звук – явление богатое и таинственное. Его порождают сложные звуковые колебания, в которых „музыкальное ухо” слышит основной тон, обладающий наименьшей частотой, и частичные в составе каждого звука» [6, с. 11]. Обозначенная особенность музыки актуализирует ее эстетическое осмысление, т. к. буквальным значением эстетического является именно «чувственный» (от греч. Αίσθητικός). В то же время необходимо учитывать, что сами по себе звуковые колебания, звуковые волны представляют собой только чувственные данные, а потому не тождественны эстетическим переживаниям и могут свидетельствовать лишь о чувственно-звуковом опыте. Для того чтобы чувственный опыт стал эстетическим, как разъясняет А. Е. Радеев, необходимо, чтобы чувственные данные предстали в многообразии, выраженном в какой-либо форме (образе). В таком случае эстетический опыт, согласно А. Е. Радееву, представляется возможным понимать как «чувственный опыт формы многообразного» [10, с. 115]. Специфику эстетического опыта восприятия музыкального произведения достаточно точно выразил А. Ф. Лосев. Философ обратил внимание на то, что эстетическое впечатление, производимое музыкой, не сравнимо с тем, что мы получаем от внемузыкальных предметов. Внутреннее волнение, доставляемое человеку музыкой, является совершенно особенным потому, что «музыка дает ему не какой-нибудь устойчивый и неподвижный, хотя и самый прекрасный образ, но рисует ему само происхождение этого образа, его возникновение, хотя тут же и его исчезновение» [7, с. 325]. Таким образом, специфика эстетического воздействия музыки на человека заключается не только в доставлении неких временных чувственно-звуковых впечатлений, но в вовлечении в процесс эстетического опыта восприятия образов, формируемых в художественной реальности музыкального произведения. Неслучайно в современных эстетических исследованиях встречается идея о необходимости признания «музыкального» в качестве эстетической категории. На таком подходе, в частности, настаивают Г. Г. Коломиец, Н. С. Пичко. «Музыкальное как эстетическое обусловлено ритмами слышимыми и неслышимыми, судящими и оценивающими. Музыкальное мы воспринимаем в природе и в разных видах искусства, в вибрациях внутренней жизни души и широком культурном пространстве. Оно формирует наш образ жизни. Музыкальное как эстетическое пронизывает наш цивилизационный мир куда более сильно, чем представляется рациональному сознанию, недооценивающему силу эстетического и музыкального» [5, с. 150]. Обозначая необходимость признания «музыкального» в качестве эстетической категории, исследователи полагают, что ее использование является актуальным для эстетического осмысления не только музыкальных произведений, но и любых видов и результатов человеческой деятельности. В частности, Г. Г. Коломиец отмечает, что музыка формирует образ жизни человека, выступает регулятором отношений в системе «человек – весь мир (космос) – социум (государство)». «В современном мире следует говорить о музыкальном бытии в глобальных масштабах» [Там же, с. 147]. Н. С. Пичко утверждает, что музыка присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека, выступая средством коммуникации [8, с. 244].

12 Июл 2021 в 12:54. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв