Просмотров 337

Но синтез храмового действа, по Флоренскому, не ограничивается только сферой изобразительных искусств, но вовлекает в свой круг искусство вокальное и поэзию, поэзию всех видов, сам являясь в плоскости эстетики «музыкальной драмой». Тут все подчинено единой цели, верховному эффекту катарсиса этой музыкальной драмы, и потому все, соподчиненное тут друг с другом, не существует или, по крайней мере, ложно существует, будучи взятое порознь. Церковное искусство, по П. Флоренскому, стремится «не к искусствам, а к Искусству, вглубь до самого средоточия искусства как первоединой деятельности», где оказываются неразличимы и слиты в одно целое «не только текст, но и все художественное воплощение» предварительного действия». Здесь П. Флоренский обыгрывает название незавершенного произведения А. Н. Скрябина, в котором должны быть и соединяться различные искусства и художественно-эстетические эффекты в одно мистериальное целое, предваряющее собою Иной мир трансцендентного, божественного бытия.

Как известно, центральной темой западной культуры, и в частности литературы, является тема человеческой судьбы и человеческого счастья. В русской литературе ХIХ века, будь то Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Лесков, в центре внимания всегда находится человек, который ищет себя, ищет соответствия со своей совестью. Поэтому в русской культуре столь важной является тема преображения. В наше время все чаще раздаются жалобы на то, что современному обществу не хватает культуры. Нынешняя цивилизация переживает глубокий кризис, и прежде всего кризис духовный. П. А. Флоренский видел возможность преодоления последнего, возможность возрождения в наличии у культуры религиозной основы.

Многие русские мыслители начала первой половины XX века считали, что хотя русская культура и испытала негативное влияние западного рационализма, тем не менее она сохранила некоторые перспективы на свое истинное возрождение, связанные с православием, с «древней верой отцов». П. А. Флоренский высказал свою точку зрения на это обстоятельство в разработанной им «сакральной» концепции культуры, где он этимологически связывает слова «культ» и «культура». Культ, в свою очередь, расширительно трактуется им как деятельность человека, а именно как вид его культурной деятельности, существующий наряду с другими.

14 Окт 2016 в 20:26. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв