Просмотров 330

Позднее эти чувствования его детства обрели мистические формы устремленности души к слиянию с Богом. П. А. Флоренский пишет, что «христианское миросозерцание действительно зрит всю мировую жизнь под схемою Креста. Всё Крест, всё крестовидно – Крест лежит в основании всего бытия как истинная форма бытия, но форма организующая. И в целом, и в частностях вселенная крестообразна, крестообразность проникает вселенную во всех направлениях, во всех делениях, во всех смыслах» [5, с. 344]. В труде «Столп и утверждение Истины» философ формулирует свою эстетическую позицию: «…красота есть Красота и понимается как Жизнь, как Творчество, как Реальность» [Там же, с. 322].

В лекции «Культ, религия и культура» П. А. Флоренский рассматривает «экономизм» как концепцию культуры, но характеризует его как учение, которое появляется «в середине XIX века среди ускоренного роста техники, но при пониженном до последней степени ценности и силы личности, при все растущем значении масс… все сводится к экономическим потребностям масс» [4, с. 23].

П. А. Флоренский считает, что в век бурного развития техники и активной хозяйственной деятельности человека в области научного познания как обществу в целом, так и отдельной личности помогает выбраться из все углубляющегося кризиса религиозная вера. Религия как специализированная область культуры – явление универсальное, так как она концентрируется на свойстве человека переживать связь с тем, что выходит за пределы его жизненного мира, как нечто вечное. Это обнаруживается в любых религиях, в рамках любых цивилизаций и в любые эпохи.

Глубокую трактовку религии как феномена культуры, близкого, но не тождественного искусству, выдвинул П. А. Флоренский в работах «Храмовое действо как синтез искусств», «Иконостас» и др. Показывая различие между «светским, отвлеченным, уединенным искусством» и «искусством церковным», аналогом религии в целом, П. А. Флоренский увидел отличие и преимущество последнего в том, что «храмовое действо» существует и может существовать как нечто целое», где «каждая сторона» выступает как «органически соподчиненная со всем прочим» [9, с. 87]. «В храме, говоря принципиально, все сплетается со всем»: храмовая архитектура учитывает движение фимиама каждений», «пластика и ритм движений священнослужащих» дополняются «игрой и переливанием складок драгоценных тканей», иконопись рассчитана на совокупный эффект «искусства огня», «искусства дыма» и «искусства воздуха», впечатления зрительные, слуховые оттеняются обонятельными, искусством «благовоний» и т. д.

14 Окт 2016 в 20:26. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв