Просмотров 334

Зародившееся и просуществовавшее в чистом виде несколько веков религиозное искусство было выражением замысла Божьего, который заключался в том, что человек создан для творчества. Культура, в свою очередь, является не чем иным, как творчеством человека, которое на протяжении веков не было однородным и однозначным.

Научным исследованиям в этих областях посвящены его труды: «О символах бесконечности» (1904), «Столп и утверждение Истины» (1914), «Смысл идеализма» (1914), «Очерки философии культа» (1918), «Иконостас» (1922), «Символическое описание» (1922), «Мнимости в геометрии» (1922), «Обратная перспектива» (изд. в 1967 г.), «Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях» (изд. в 1982 г.), «Имена» (изд. в 1988 г.) и мн. др. Он написал монографию о диэлектриках, которая, по мнению учёных, до сегодняшнего дня сохранила научное значение.

Наиболее ценным в его творчестве является осмысление вечных проблем бытия человека – того, что такое добро и красота и что есть истина. В книге «Столп и утверждение Истины» [5] Флоренский передает описание о достигнутом «месте назначения», том новом мире, который сознание и личность обретают. Мир находится в рабстве у всепобеждающей смерти, он представляет царство раздробленности, зыбкости, недостоверности «болото относительности и условности». Исходя из таких свойств мира, сознание стремится к безусловно достоверному началу, к Истине. Путь к высшей цели начинается с этапа, который Флоренский называет логистикой. Автор рассматривает критерии истинности и достоверности, в процессе рассуждения раскрывает содержание философских понятий, описывает свойства Истины, ее внутреннюю природу. «Истина есть интуиция – дискурсия», «актуальная бесконечность», «совпадение противоположностей». «Истина – … Отец, Сын, Дух… Истина есть единая сущность о трех ипостасях… Троица единосущная и нераздельная» [Там же, с. 235]. Через познание Истины открывается путь к духовности, содержанием которой является любовь как высшая «духовная деятельность», как благодатная единящая сила бытия.

Философ отмечает в жизненном опыте человека наличие двух миров: мира, данного нам лишь в откровении, в котором есть Единство, Покой и Устойчивость, и противоположного ему повседневного, тварного, непостоянного мира, полного противоречий. Определенность и устойчивость, так необходимые человеку в непостоянном, быстро меняющемся круговороте событий, можно обрести лишь в вере. Эту мысль П. Флоренский отмечает в целом ряде своих работ. «Человек – сам живое единство бесконечности и конечности, вечности и временности, безусловности и тленности, необходимости и случайности, узел мира идеального и мира реального, «связь миров», и он не может творить иначе, как свои же подобия, то есть такие же противоречия горнего и дольнего, каков сам он» [Там же, с. 165].

14 Окт 2016 в 20:26. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв