Просмотров 378
Словом, главную свою задачу Флоренский видел в «проложении путей к будущему цельному мировоззрению». В чем же состоит целостность мировоззрения, по П. Флоренскому? Сам Флоренский как мыслитель сложился в среде слияния культур русской и кавказской, европейской и народной, светской и церковной – он один из первых возвестил русской интеллигенции о гибельности бездуховного пути и явился связующим звеном между Московской Духовной Академией и московской интеллигенцией, искавшей духовной опоры в религии. И то, что сегодня мы настойчиво обращаемся к истокам и родникам русской культуры и духовности, к поискам вечных и истинных оснований, свидетельствует о том, что П. А. Флоренский был прав в своих прозрениях и положениях. Его справедливо сравнивают с Леонардо да Винчи, с Блезом Паскалем. Это говорит о том, что П. А. Флоренский – явление не только русской, но и мировой культуры [1].
Флоренский развивает свои философские взгляды в пределах религиозного сознания, но его своеобразие заключается в том, что он хочет сохранить всецелую верность традиции церкви и в то же время выразить свои новые идеи. Флоренский, конечно, опирается на живой, конкретный духовный опыт, но истоки этого опыта слишком часто не церковные – и если он в создании своем хочет быть верным традиции, хочет «окунуться» в церковную среду, то при церковности формы содержание у него, бесспорно, часто слагалось вовсе не из того, что хранит в себе церковь. У Флоренского вера и знание не сливаются, «знание» постоянно подтверждается данными веры. Основной двигатель философии Флоренского – антиномизм, освобождающий от ограниченности рассудочного познания, независимо от веры. Метафизика Флоренского есть и его богословие – одно от другого у него неотделимо.
П. А. Флоренский считал, что познание не пассивно-зеркальный акт отражения действительности, оно предполагает целенаправленную заинтересованность человека, связанную с определенными ценностно-смысловыми ориентациями.
В теории познания П. А. Флоренский выделяет интуицию и рассудок. Рассудок человеческий ради приближения к истине должен быть преобразован в Разум; интуиция, чтобы приблизиться к истине, должна преобразиться в Божественную интуицию, вдохновение. Флоренский предлагал обогащать разум интуицией, «сердечным знанием». Он писал, что назначение его трудов – разоблачать неверие, скептицизм, позитивизм, призывать российскую интеллигенцию идти в храм Божий. П. А. Флоренский всегда выражал глубокое уважение к народу. В ранние годы его симпатии были на стороне крестьянства как хранителя традиций. В более зрелые годы народ для него – это святые, уверенность, что святое семя присутствует во всех слоях народа, и ради этого семени сохраняется весь остальной народ.
14 Окт 2016 в 20:26. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.