Просмотров 334

Раскрывая образ замечательного русского мыслителя, о. Александр Мень пишет: «Флоренский – это человек, которого никак нельзя однозначно охарактеризовать… Эта фигура, хотя и вызывавшая и вызывающая сегодня споры, безусловно, огромного масштаба. А споры вызывали все – и Пушкин, и Леонардо да Винчи. Тот, о ком не спорят, никому не интересен» [Там же].

П. А. Флоренский был профессором Московской Духовной Академии, автором глубокого научного труда «Столп и утверждение Истины» [5], ряда религиозно-философских работ, поэтом-символистом.

Кроме того, Флоренский занимался астрономией, разрабатывая геоцентрическую концепцию мира, был замечательным математиком, автором нескольких монографий по математике и физике. Флоренский занимался историей искусств, написал нескольких монографий по искусству, был профессором перспективной живописи, прекрасным музыкантом, очень хорошо знал произведения Баха и Бетховена.

Флоренского интересует религиозная философия, эстетика, филология, философия языка, философия искусства, философия культа [3; 4; 6 – 9]. Отец Павел критиковал феноменологию Канта: противопоставление им «вещи в себе» и феномена, ориентацию на познание только феномена. Флоренский считал, что феномен и ноумен сливаются именно в категории символа.

Павел Флоренский, будучи эстетически одаренной личностью, очень тонко чувствовал появление в жизни красоты и уродства, правды и лжи. Все творчество П. Флоренского посвящено решению проблемы церковной и светской культуры.

В разные периоды и по отношению к разным эпохам Флоренский давал отличающиеся друг от друга определения культуры. Например, в «Автореферате» он писал следующее: «…культура, как свидетельствуется этимологией, есть производное от «культа», т. е. упорядочение всего мира по категориям культа. Вера определяет культ, а культ – миропонимание, из которого далее следует „культура”» [Цит. по: 2, с. 129]. Тем самым философ на первое место ставит религиозное миропонимание, подчеркивает первичность и фундаментальность культа. С этим нельзя не согласиться. Ведь в истории первоначально искусство возникло из религии, его основой был именно церковный культ. Но тогда это не воспринималось как искусство, а являлось образом жизни. Иконами не любовались, на них молились. Храм не оценивался как эстетический феномен, он был местом общения с Творцом.

14 Окт 2016 в 20:26. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв