Просмотров 372

Церковь Флоренский считал земным воплощением Софии, доказывал, что вне религиозной организации как «соборного» единства человек не способен противостоять хаосу бытия, его бездуховности. Человек просто утрачивает родовую память и оказывается неспособным к ориентации в мире, к постижению истины. Флоренский призывал к обновлению церкви, ее реформированию в качестве хранительницы национальной и общечеловеческой культуры, носительницы исторической памяти. Он уделяет заметное внимание и специальному анализу языка как интегрального начала в процессе совместной деятельности людей. Вместе с тем, по его мнению, слово – это также выражение взаимосвязи, возникающей между человеком и богом, обществом и Вселенной. Слово одновременно и рождается из связи, и выражает связь. Но не каждое слово самоценно для культуры. В статье «Строение слова» П. А. Флоренский рассматривает аспект Софии, связанный с воздействием на человека. Для человека София – это «душа» народа; а Логос – язык народа. Роль интеллигенции в развитии духовной культуры первостепенная, так как она занята «обработкой знаний» о мире. Отсюда – космологический срез мышления П. А. Флоренского: София – слово – дело.

В центре спасения мира от разрушения, по его мнению, стоит человек. Каким он должен быть? Ведь в человеке, как «в космосе, борются космические и хаотические силы». Под хаосом он понимает ложь, смерть, беспорядок, грех. Грех – самое страшное состояние души, это уничтожение и распад. Душа, как утверждает философ, может после греха потерять свое субстанциональное единство с миром, утратить сознание своей творческой природы. Хаосу, который существует в душе человека, способны противостоять такие ценности, как вера, культ, культура.

Итак, центральной темой русской культуры является ищущий себя человек, человек, желающий жить в ладу со своей совестью. У П. А. Флоренского в центре спасения мира от разрушения и хаоса стоит человек, в котором проявляются два начала: космическое и хаотическое. Под вторым Павел Флоренский подразумевает явления греховности, лживости и др., всегда ведущие к уничтожению и распаду. Душа человека после содеянного греха может, по мысли П. А. Флоренского, потерять свое субстанциональное единство с миром. Поэтому философ противопоставляет «праздно-хаотическую душу» «устроенной душе», в которой наличествует связь с Софией. Хаосу в душе человека способны противостоять, по слову о. Павла, такие ценности, как вера, культ, культура.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Невлева И. М. Поиски нравственного идеала. П. А. Флоренский, Д. С. Мережковский, С. Н. Булгаков / И. М. Невлева // Русская философия : монография [Электронный ресурс] / И. М. Невлева. – Белгород : Кооперативное образование, 2001. – 512 с. – Режим доступа : http://poisk-istini.com/literatura/russkaya-filosofija-nevleva/poiski-nravstvennogo-ideala-p-a-florenskij-d-s-merezhkovskij-s-n-bulgakov
  1. Олексюк А. В. Концептуальные идеи философии культуры П. А. Флоренского / А. В. Олексюк // Вестн. МГОУ. Серия «Философские науки». – 2008. – № 4. – Вып. в серии № 13. – С. 123 – 131.
  2. Флоренский П. А. Первые шаги философии / П. А. Флоренский // Соч. : в 4 т. / П. А. Флоренский. – М. : Мысль, 1994 – 2000. – Т. 2. – 1996. – С. 61 – 130.
  3. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях : курс лекций / П. А. Флоренский. – М. : Прогресс, 1993. – 321 с.
  4. Флоренский П. А. Соч. : в 2 т. Т. 1, кн. 2 : Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. – М. : Правда, 1990. – 840 с.
  5. Флоренский П. А. Детям моим / П. А. Флоренский. – М. : Московский рабочий, 1992. – 560 с.
  6. Флоренский П. А. Автореферат (1925/26) / П. А. Флоренский // Вопр. философии. – 1988. – № 12. – С. 113 – 116.
  7. Флоренский П. А. Памяти Федора Дмитриевича Самарина / П. А. Флоренский // Соч. : в 4 т. / П. А. Флоренский. – М. : Мысль, 1994 – 2000. – Т. 2. – 1996. – С. 337 – 345.
  8. Флоренский П. А. Иконостас / П. А. Флоренский // Соч. : в 4 т. / П. А. Флоренский. – М. : Мысль, 1994 – 2000. – Т. 2. – 1996. – С. 419 – 526.
  9. Хоружий С. С. Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки / С. С. Хоружий // После перерыва. Пути русской философии. – СПб. : Алетейя. 1994. – С. 100 – 130.
14 Окт 2016 в 20:26. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв