Просмотров 7

Складывалась и эволюционировала семья – социальная ячейка общества. Формировалась частная собственность. Шел поиск средств ее защиты. Человек из части целого начинает заявлять о себе как личность конкретного общества с правом на свою индивидуальность в условиях нестабильности и неопределенности. Актуализировался вопрос о познании мира и поиска в нем своего места. Возникла проблема меры отношения человека к миру и друг к другу. Демографический фактор обусловил поиск дальнейшего пути общества «осевого времени». О себе заявили модели милитаризации и колонизации. Им противостояла философия Платона, предложив сменить власть авторитета на авторитет власти в формате идеального государства. Платон не начинает с нуля. Он анализирует существующие формы правления и выносит им летальный приговор. В своих трактатах «Государство» и «Законы» Платон критикует государство демократии, где люди получают равные права, будучи неравными от природы. Народовластие – это система анонимного большинства. Поэтому она легко вырождается в тиранию произвола.

Парадигма космоцентризма с ее установкой на образ жизни «здесь и сейчас» исчерпала себя. Хаос и произвол общественной жизни потеснили стремление к порядку. Античное общество как фаза условного «детства» становления европейской культуры уступает место «юности» в формате средневековой действительности с ориентиром на лучшую жизнь, но уже в потустороннем мире. Новая парадигма общественной жизни – «теоцентризм». Она обеспечила человеку веру в то, что тот предстанет один на один перед Богом, неся ответственность за свою жизнь, за свои поступки в этом мире. Феномен обретает конкретный характер. Парадигма теоцентризма внесла свой вклад в структурную организацию социума, сделала «прививку» человечности. На это ушло почти 15 столетий.

Материальное и духовное производство не стояло на месте. В его недрах зрела заявка о земном предназначении человека. Сложился очередной исторический вызов [6]. На этот вызов эпоха Возрождения ответила парадигмой «антропоцентризма». Алигьери Данте, Франческо Петрарка, Джаноццио Манетти, Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Дж. Пико делла Мирандола обращают внимание на человека как проявление особого мира – космоса. Он не имеет собственной природы. Индивидуум обязан (должен) сотворить себя своими усилиями в условиях свободного, а стало быть, чрезвычайно ответственного выбора. Личность может подняться до заоблачных высот или опуститься ниже скотского состояния, ибо «жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, исходя из того, во что вы сами превратили ее [4].

Разорвав в эпоху Античности хождение по кругу с «компасом» здесь и только сейчас, получив духовные измерения своей сущности во времена Средневековья, человек в границах парадигмы «антропоцентризма» обретает стратегический ориентир, по которому он может выверять направленность своей жизни, ее качество, а также характер своей социальной активности и ответственности за нее. Парадигма властно заявила о земном предназначении человека, о свободе выбора цели жизни и ее осуществления. Позже оказалось, что это была всего лишь красивая декларация, ибо эпоха Возрождения в качестве первоначального накопления капитала изначально включила механизм отчуждения человека от всего, от всех, а в конечном итоге и от самого себя. Частная собственность из средства суверенитета человека, базового основания его независимости превратилась в систему обеспечения структур авторитета власти. Личное владение средствами производства обусловило фетишизацию системы «товар – деньги – капитал». В условиях господства этой системы востребованность человека ограничивается только его способностью работать на систему в формате определенной социальной функции с последующим превращением человека в товар, рыночную услугу. Жизнь человека становится псевдожизнью. Неповторимая уникальность его индивидуальности сводится к сумме знаний, навыков, приемов и предрасположенности выполнять определенную работу. Способность человека к труду как к условию его самовыражения и самоосуществления практически не интересует работодателя. Заключив контракт, подписав договор, конкретный человек вынужден работать (этот глагол «работать» опосредованно свидетельствует, что субъект работы является рабом руководителя, а не демиургом, творцом еще одной из жизненных сфер общества конкретной страны). Жизнь человека сопровождается обоймой таких форм переживания своего отчуждения, как:

      • ощущение бессилия и осознание своей беспомощности;
      • мучительное переживание своей потерянности;
      • неприятие ключевых ценностных ориентиров;
      • использование социально-неодобряемых средств решения своих проблем;
      • псевдосубъективность;
      • самоотстраненность;
      • осознание своей невостребованности;
      • статус лишнего человека.

Потеря Цели и смысла жизни выключают человека из общественного бытия, обрекают его быть кем и чем угодно, только не человеком. Пребывая в статусе социальной функции не по желанию, а скорее по необходимости, человек превращается в «огарок свечи». Становясь подлинным маргиналом в промежуточном положении «быть или не быть», человек легко превращается в объект манипулирования. Вот такого среднестатистического человека и породила эпоха Модерна, исчерпав свой потенциал уже за пять столетий, тогда как жизнеспособность средневековой эпохи насчитывает 15 столетий.

Между возрастными этапами становления и развития европейской цивилизации как наработанной совокупности техник и технологий воспроизводства культуры и осуществления основных сфер общественной жизни существует определенная связь в виде переходных периодов Эллинизма, Ренессанса, Постмодерна.

15 Мар 2024 в 14:12. В рубриках: Философская антропология, философия культуры. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв