Просмотров 7

Феномен ответственности имеет свое онтологическое основание. Его истоки уходят в ключевые ценности человека как полисемантического существа (человек как родовое, природное, социальное, духовное и космическое существо). Каждый дискурс претендует на специфику проявления важности и ее меру. Кроме того, феномен ответственности включает предрасположенность субъекта социальной активности к ответу (она разная у людей просоциальной, асоциальной и антисоциальной направленности).

В целом, ответственность определяется:

      • нормативной пирамидой конкретного общества;
      • отвечаемостью (она не распространяется на невменяемых и определяется через деликтоспособность);
      • разумностью (она демонстрирует разную степень осуществления на уровне проторассудка, рассудка и интеллекта);
      • состоянием здоровья (жизни);
      • уровнем воли;
      • мерой свободы;
      • степенью адекватного понимания и принятия справедливости, солидарности;
      • мерой духовности;
      • состоянием общества, уровнем развития его политической системы и политической организации; политическим режимом;
      • способом формального равенства;
      • мерой отчуждения личности в обществе;
      • уровнем развития индивидуальности человека и его культуры;
      • возможностями и претензиями конкретной цивилизации.

Все это свидетельствует о сложности феномена ответственности. Поэтому она требует комплексного изучения, ибо проблема особенно актуализируется в условиях глобализирующегося мира, поиска Нового мирового порядка.

Чтобы расставить точки, следует развести понятия «ответственность» и «обязанность». В формате ответственности человек отвечает за содеянное, и этот ответ обусловлен его уровнем нравственности. Он имеет онтологическую установленность, что проявляется через его совесть. По отношению к обязанности ее императивность привнесена извне и определяется внешней необходимостью с ориентиром на долг. В первом случае речь идет о нравственных качествах человека, а во втором – о его включенности в мораль конкретной социальной среды. Ответственность всегда безусловна, тогда как обязанность – условна, так как нравственность не тождественна морали.

Резюме: Ответственность в жизни человека – это своеобразный «фонарь Диогена». При его освещении жизнь общества и жизнь отдельного человека предстает крупным планом, являет свои «изъяны»: отчужденность и враждебность, нетерпение и нетерпимость, равнодушие и предательство. Человек расстается с иллюзией ухода из общества, «отгораживается» от других людей.

Одиночество не спасает. Только в кругу других, через их понимание и принятие, путем растущего чувства ответственности за себя и за других, человек может разорвать трагическую безысходность своего одиночества, преодолеть культ безразличия и принять на стыке разума и сердца истину, что только «по немому заговору равнодушных на земле творятся убийства и предательства», а мечта о рае небесном оборачивается адом на земле.

Это особенно важно для современного глобализирующегося мира, который оказался в эпицентре вертикали Вечности и горизонтали Бесконечности. Только осознав это состояние, можно и нужно каждому человеку задуматься об ответственности за свое место в этом мире дихотомии добра и зла, прекрасного и безобразного. Только установка на совесть, честь и долг превращает абстрактное понимание ответственности за мир и свое место в этом пространстве в подлинную, реальную ответственность с девизом: «Если не я, если не мы, то кто?»

15 Мар 2024 в 14:12. В рубриках: Философская антропология, философия культуры. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв