Просмотров 7

УДК 130.2:930.85

 И. И. Кальной

История становления и развития человека свидетельствует о чертах, присущих ему, живому существу: эксцентричный, одаренный разумом и психикой, волей выбора и словом самовыражения, обладающий даром любить и ненавидеть, верить и надеяться, наделенный способностью творить добро и зло, склонный к поиску смысла жизни и самоосуществления, страдающий неудовлетворенностью собой и окружающей средой. Более того, он «чело своего века», объект внимания и субъект действия. Человек – микрокосмос космоса (Демокрит), часть целого, социальный атом, альфа и омега бытия в мире. Индивидуум – звено, связующее «бытие мира» и «бытие в мире».

Историко-философский анализ феномена человека позволяет сделать предварительные выводы:

– несмотря на усилия мыслителей различных эпох, приходится констатировать тот факт, что человек продолжает хранить загадку своего происхождения, ограничиваясь версиями: откуда он, и какова его подлинная сущность;

– он изначально является существом пограничным. Рожден природой. Становлением обязан обществу. Развитием – только себе (!);

– личность способна выходить за пределы своего «Я», осуществлять самоанализ, редактировать свое отношение к миру и проектировать свое «Я»;

– обладая разумом, человек может осознать свое бытие в мире как проблему, которую обязан осмыслить и решить;

– наделенный желаниями (хотениями, по Ф. М. Достоевскому), он вступает в противоречие со структурно организованным табу исторической общности себе подобных, испытывая при этом неудовлетворенность собой и средой своего обитания;

– быть человеком никогда не было легко. Феномен антропоцентричности по своим онтологическим основаниям звучит гордо, а на практике – горько. Как чело своего века он отягощен проблемами этой эпохи. Принимая участие в их решении, индивидуум берет на себя ответственность за их последствия.

Сущность человека, похоже, заключается в его способности мыслить, проецировать и идентифицировать себя, постигать и оценивать свое бытие в мире, находить в нем свое место. Эта сущность не задается, она адаптируется в лоне определенной культуры и конкретной цивилизации.

Культура мифа обеспечила переход от биологической популяции к социальной общности. Это был своеобразный «инкубационный период становления человечества, где еще нет индивидуальности, но уже есть протообщество как условие становления и социума, и общественного человека.

Осваивая природу, личность преобразовала свою собственную природу, пройдя длительный и сложный путь эволюции, который можно классифицировать по основаниям:

    1. человек как животное;
    2. человек как особое животное;
    3. человек как не животное;
    4. человек как существо с претензией на особое место в мире.

В своем становлении индивид – возможность с ориентиром «стать» в отличие от «быть». Каким он становится, можно узнать, решая проблему с помощью категории философского анализа общего, единичного и особенного, двигаясь от выше отмеченного понятия «человек» к его узнаваемости через образ конкретной личности. Последующая конкретизация ситуации в системе «природа – общество – человек» расставляет все по своим местам и обеспечивает адекватное видение места человека в современном мире, засвечивает его меру ответственности за свои поступки.

15 Мар 2024 в 14:12. В рубриках: Философская антропология, философия культуры. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв