Просмотров 613

Дело в том, что стремление понять отдельную культуру и репрезентируемый ею тип человека в качестве особого и не сводимого к другим культурным и антропологическим типам состояния человеческого бытия ведет к неустранимым трудностям логического порядка. Попытки схватить суть инокультурного бытия человека, построить образ чужой рациональности посредством наполнения его понятным для собственной культуры содержанием и тем самым нахождения некоего общего инвариантного смыслового основания с логической неотвратимостью ведут к признанию единственного возможного способа построения образа чужой культуры как отрицания собственной: она иная. Фактическая констатация данного обстоятельства была осуществлена уже в древности в контактах людей разных культур. Этимологические следы известных культурно-исторических форм подобного отрицания и непонимания до сих пор присутствуют в таких словах, как «варвар» или «немец», изначально содержавших смысл немоты, непонимания, чуждости и даже культурной враждебности иного мира. Но только сейчас, благодаря нравственному преодолению воинствующей нетерпимости в оценке чужого образа жизни и утверждению принципа толерантности в признании равноправия людей и культур, проблема понимания непонятности чужой культуры приобретает центральное теоретическое и практическое значение.

Вместе с тем необходимо констатировать и тот факт, что в непосредственных межкультурных коммуникациях подобное понимание ежесекундно и миллионократно достигается разными людьми, невзирая на принципиальную несовместимость мировоззренческих, религиозных и теоретических взглядов, независимо от того, какие трудности испытывает по этому поводу теоретическая рефлексия. И если мировоззренческие различия могут разводить по разные стороны баррикад представителей одного и того же этноса и культуры, даже одной семьи, то в процессе непосредственной практической деятельности возможность адекватного взаимопонимания, а тем более сотрудничества репрезентируется многочисленными примерами современной экономической и трудовой миграции. И этот факт также требует теоретического объяснения. Почему, например, в непосредственной утилитарно-технологической, эстетической или игровой деятельности люди разных культур могут действовать бесконфликтно и слаженно, даже не зная языка друг друга, тогда как их контакты в ментальных, мировоззренческих, идеологических и теоретических сферах вызывают сильнейшие затруднения, вплоть до непримиримых конфликтов и взаимного уничтожения?

18 Апр 2019 в 13:21. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв