Просмотров 748
Что же обеспечивает бесконечное воспроизводство (историческую трансляцию) одних и тех же форм человеческого движения, и почему исторические формы человеческого тела периодически изменяются, причем изменяются социально организованно и с нарастающей быстротой?
Объективные детерминанты непрестанного и согласованного возобновления калькулируемых культурой осмысленных форм человеческого движения трудно понять вне вещно-телесно-предметного контекста социума. Общество – это не просто совокупность человеческих индивидов, но прежде всего исторически определенная предметность, совокупность продуктов деятельности людей – артефактов, опредмеченных знаний, ценностей, смыслов человеческой деятельности. Из артефактов складывается тело общества. Наивно и ошибочно было бы представлять результаты человеческого труда пассивными и безмолвствующими свидетелями исторических событий. Напротив, артефакты как опредмеченные функции человека выступают активными и неустранимыми участниками исторического процесса. С одной стороны, в большинстве своем артефакты являются как бы усиленным «продолжением» или заместителем органов человеческого тела. Так, например, телескоп многократно усиливает зрение, телефон – слух, компьютер – мышление, печь облегчает работу желудка, здание – тепловой режим кожи, мясорубка заменяет челюсти, экскаватор – работу человеческих рук и т. п. С другой стороны, к каждому артефакту прилагается инструкция (информационно-смысловая программа, сценарий использования) осмысленного человеческого движения по обслуживанию и использованию данного предмета. В этом своем значении все без исключения артефакты являются своего рода устройствами или машинами, запускающими ту или иную форму человеческого движения, чувствования, мышления: храм строится для организованного и коллективного воспроизводства религиозной веры, театр – человеческого сопереживания, философия создает алгоритмы и структурные концепты человеческого мышления, производственные предприятия – технологические последовательности преобразования вещества и энергии природы в социально востребуемый и культурно предписываемый мир нужных человеку вещей и т. д. Движение по-человечески означает не что иное, как движение по целесообразным законам созданных человеком вещей. Это движение не естественное, а культурное, в котором в процессе бесконечного миллионократного «опредмечивания» и «распредмечивания» человеческими индивидами не наследуемой в генах социальной информации и живет Человек.
Каждому социально-историческому и технологическому поколению артефактов соответствует свой качественно особый и только ему присущий тип человеческих смыслов и стиль человеческих движений или, что то же самое, воспроизводимый с их помощью тип человека. Отсюда следует, что человеческих типов столько, сколько существует социальных организмов, эффективно работающих искусственных человеческих органов, устойчивых и согласованных систем артефактов, определяющих и воспроизводящих качественно определенное информационно-смысловое пространство, рациональность и стилевую определенность культуры. Поэтому взаимопонимание людей и культур зависит от степени тождественности активно действующих смыслов. Поэтому возможны совместные действия людей из разных культур, если они способны извлекать сходную информацию о целях и способах деятельности, как, например, в производстве или спортивных играх. Технологическое ускорение частоты смены поколений артефактов задает частоту и культурную последовательность смены человеческих типов, а вслед за ними и обществ в целом. В наше время такая смена уже осуществляется при жизни одного поколения, что сопровождается острыми социальными конфликтами людей одной и той же культуры, а от одного и того же единичного человека требует непрестанного профессионального самосовершенствования, непрерывного образования и остро ставит задачу преобразования индивидом самого себя. Большая часть индивидов просто не успевает за частотой смены и сложностью артефактов. Репрезентируемые ими смыслы, как, например, компьютерные программы, начинают жить самостоятельно и независимо от желания отдельных индивидов. Человек как таковой уже начинает тяготиться ограниченными биологическими возможностями своего тела, строит искусственные тела, поселяется в созданных им самим информационных сетях, в виде робототехнических устройств выходит за пределы Земли в космическое пространство. Современные информационные сети представляют собой компендиум инструкций разнообразнейших форм человеческого движения по оживлению и обслуживанию артефактов, а в некоторых случаях, например таких, как флешмоб, являются непосредственным организатором подобных движений индивидов.
18 Апр 2019 в 13:21. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.