Просмотров 716

Нелепо рассматривать «человека» per se (как такового) в виде отдельно существующего организма. Человек не есть отдельно взятая и самостоятельно существующая вещь. Подобно тому как отдельное тело состоит из множества движущихся по генетической программе клеток и закономерности его движения как целого коренным образом отличаются от закономерностей движения отдельных клеток, понятие «человек» включает в себя культурно программируемое и согласованно целокупное движение множества отдельных человеческих индивидов, которое невозможно свести к движению отдельного человеческого тела. При этом следует отличать биологическое движение организма от социального движения человека. Когда тело индивида движется в соответствии с генетической программой, по биологическим законам, оно движется естественно, но не культурно, не по-человечески. Когда же индивидуальное тело движется в соответствии с социальными законами жизни «человека», останавливается на красный сигнал светофора, пишет «ча», «ща» через «а», то оно движется культурно, но не естественно.

Индивидуальные движения появившегося на свет тела не имеют врожденной человеческой программы, в том числе и врожденных движений органов чувств. Собственно человеческий характер они приобретают благодаря инстинкту подражания в процессе имитации имеющихся в данном обществе культурных схем профессиональных и общечеловеческих движений. Человеческая форма и структурная последовательность таких движений обусловливается целесообразными структурами практики, в которых смысловое и созидательно-практическое отношение средств к цели как закон диктует порядок выполняемых телом действий, а также закладывает необходимую смысловую форму и последовательность (правило) движения перцептивных образов структур практики в сознании. В связи с этим следует подчеркнуть принципиальное различие естественной необходимости причинно-следственных связей (детерминизм) и практической необходимости в соотношениях цель – средство (телеология), в силу которого невозможно врожденное человеческое движение – ему всякий раз нужно заново учиться. Законы природы естественны, а законы практики, хотя и основываются на природных закономерностях, но по своему характеру являются культурными, то есть складывающимися в сознательной деятельности людей. Многократное воспроизводство закономерных структур практики закладывает общественно воспроизводимые обобщенные культурные сценарии перформативных практических действий или правила собственно человеческой жизнедеятельности. Совокупность элементарных правил рождает метод (способ) достижения той или иной цели. Осознание и культурное исполнение метода вызывает к жизни различные формы практического (ценностного) и теоретического (эпистемологического) сознания – протоканоны, ритуалы, обычаи, каноны, традиции, рецепты, научные теории и пр. Другими словами, законы бытия человека и общества, чтобы осуществиться, должны быть в той или иной знаковой форме осознаны и телесно освоены людьми, а человек в собственном смысле слова как раз и представляет собой устойчивую и миллионократно воспроизводимую совокупность социокультурно (т. е. не природно, а искусственно) созданных закономерностей совместного движения множества индивидов. Поэтому объективно «человек как таковой» существует во множестве общественно одобряемых и контролируемых каждым отдельным индивидом социальных движений, формы которых постоянно воспроизводятся в культурных традициях и передаются от поколения к поколению. Уничтожение традиции означает уничтожение культуры и разрушение человеческого способа движения в мире.

18 Апр 2019 в 13:21. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв