Просмотров 105
УДК 37.035.6
Е. О. Гуляева
В начале ХХI века во всем мире особенно острыми становятся вопросы духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения. В любом многонациональном государстве, в том числе и в Российской Федерации, перед педагогами ставят задачи формирования высоконравственной личности, воспитания таких качеств, как взаимоуважение, гражданственность, гуманизм, и воспитания чувства ответственности перед обществом.
Большая роль в этом процессе отводится этнопедагогике, цель которой – научить ребенка взаимодействовать с социумом, помочь ему вырасти духовно-нравственной личностью, гордящейся своими корнями, своей национальной культурой и историей.
В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что одними из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования являются гуманистический характер образования, приоритет свободного развития личности, воспитание гражданственности, патриотизма [6].
Впервые в педагогический обиход понятие «народная педагогика» ввел К. Д. Ушинский, опубликовавший в 1864 году свой труд «Родное слово». Проанализировав различные системы воспитания Европы и Северной Америки, он пришел к выводу, что единой системы воспитания для разных народов мира не существует. Педагог сделал важное заключение, что большое влияние на воспитание оказывают такие факторы, как характер, культура, быт, национальные особенности и история народа.
Одним из первых ученых Советской России, обративших внимание на народную педагогику, стал знаменитый педагог и этнограф Г. С. Виноградов. В 1926 году выходит его книга «Народная педагогика», в которой он отстаивает право на существование понятия «народная педагогика», излагает свои мысли об основах народной педагогики как неотъемлемой части педагогической культуры. Народная педагогика, по мнению ученого, «не столько система, сколько сумма знаний, умений… совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности» [2, с. 123].
Значительный интерес представляют исследования и научно-методические программы Г. С. Виноградова, где он обосновывает научный подход к анализу народной педагогики, которая опирается на народную философию, миросозерцание и отражает в себе «все испытанные народом влияния, все его лучшие качества» [Там же].
Деятели народной педагогики вслед за Ушинским и Виноградовым, осмысливая вопросы о целесообразности взаимопроникновения, взаимообогащения народной и научной педагогики, приходят к заключению, что народная педагогика имеет глубокие исторические, социальные корни. Она, выработав разнообразные педагогические нормы, приемы, традиции воспитания, имеет целью использовать эти нормы и традиции в процессе воспитания и образования подрастающего поколения, передачи последующему поколению всего комплекса необходимой жизненной информации и опыта.
Этнопедагогика является важным фактором сохранения национальной культуры в России. У подрастающего поколения формируют представление о ценности каждой нации, посредством этнопедагогики воздействуют на каждого отдельного человека, прививая ему нормы морали и нравственности. Г. Н. Волков раскрывает значение термина «этнопедагогика» следующим образом: «…это наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации» [3, с. 3].
30 Дек 2020 в 11:13. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.