Просмотров 156

УДК 130.2

В. Н. Даренская

В современной философии и культурологии широко употребляется концепт «универсалии культуры», который позволяет охватывать сущностные параметры культуротворчества, связывая их с конкретикой «тела» культуры в историческом и региональном многообразии ее форм. Очевидно, что существует определенное фундаментальное измерение человеческого бытия, которое конкретно раскрывается через определенную систему культурных инвариант (универсалий). Правда, само понятие «универсалии культуры» часто понимается в сугубо эмпирическом смысле. Например, А. Я. Флиер предлагает следующее его определение: это «наиболее распространенные в социокультурной практике культурные формы (нормы, образцы, стереотипы сознания и поведения), которые отличаются сравнительным однообразием своих черт у самых различных народов» [20, с. 483]. Другим принципом – так называемого локализующего подхода – является различение целых систем универсалий культур, например по традиционной демаркационной линии Восток / Запад, как делают авторы монографии «Универсалии восточных культур» (2001) [19].

Такое употребление концепта «универсалии культуры» является вполне естественным, но при условии, что эта система универсальных форм не сводится лишь к эмпирически фиксированным феноменам, но имеет метафизическое измерение, причем последнее и является определяющим. Предметная область универсалий культуры может быть очерчена метафорой-символом «вечного человека», которой Г. К. Честертон обозначил те неотъемлемые смысловые параметры человеческого бытия, теряя которые оно перестает быть подлинно человеческим и деградирует до биосоциального функционирования «эмансипированного» индивида. По своему историческому происхождению концепт «универсалий» изначально (в средневековой схоластике) не был связан с культурно-антропологической проблематикой. Современное корректное использование понятия «универсалий» культуры требует анализа как его логико-методологических оснований, так и его культурно-антропологического содержания. Известный современный философ культуры М. Эпштейн предлагает даже создать новую междисциплинарную науку «универсику» – именно так у него обозначена область изучения и понимания универсального, которая трактуется как состояние открытости каждой культуры опыту других культур [22, с. 635–651].

Философско-антропологический смысл проблемы универсалий отчасти рассматривался и в советской философии. В частности, как в свое время писал А. И. Яценко, «универсальная сущность целеполагания человека определена универсальностью его творческих сил, что является результатом его универсального общения. Человек поэтому может полагать в своих целях всеобщее и бесконечное, что он сам определен ими через совокупную практику человечества» [23, с. 207]. Указание на «универсальное общение» можно трактовать и как понимание диалога как универсалии культуры.

30 Дек 2020 в 11:07. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв