Просмотров 156

Из сложного сплетения универсалий различных языков, культур и цивилизаций возникают разнонаправленные векторы их развития. Как отмечают С. С. Неретина и А. П. Огурцов, универсалии выполняют роль смысловых узлов в сети коммуникаций, «реперов в коммуникативном поле». Эти нормы «являются трансцендентальными по своей сути и носят характер принципов, имеющих регулятивный, а не конститутивный характер» [Там же, с. 969]. Таким образом, анализ мира универсалий требует поворота от двузначной аристотелевской логики к трехзначной, которая фиксирует в мышлении одновременно «единое» и «иное», «универсальное» и «сингулярное», подчеркивая, что отношения между ними – это не отношения исключения (по принципу «или… или…»), а отношение дополнительной сопряженности внутри целостных (социокультурных, теоретических и пр.) систем [Там же, с. 970].

В философском анализе феномена универсалий является плодотворным мировоззренческий подход, согласно которому универсалиями являются не любые «общие имена» (хотя бы они и имели статус научных терминов), но только такие, которые связаны с характеристиками мира как Универсума – единого осмысливаемого Целого – и необходимо включают в себя человека («антропный принцип» в его расширенном смысле). Уже стала тривиальной мысль о том, что культура строится вокруг определенного «каркаса», составными частями которого являются универсалии, являющиеся ее основаниями. Универсалии рассматриваются как наиболее фундаментальные, общезначимые и атомарные понятия, которые не сводятся к другим и позволяют осуществлять наиболее полную рубрикацию либо самих вещей, либо наших идей о них. Такой подход встречаем, например, в авторитетных сейчас работах академика В. С. Степина. Он определяет «universals of the world-view as the foundations of culture», поскольку «универсалии культуры не сводятся к когнитивным структурам, одновременно они определяют человеческие переживания мира, оценку человеком явлений и фактов реальной жизни. Они также фиксируют наиболее общие характеристики субъект-объектных и субъект-субъектных отношений в сфере человеческой деятельности» [24, с. 31]. Поэтому универсалии «фиксируют наиболее общие, атрибутивные характеристики объектов, включенных в акт человеческой деятельности как базовые структуры человеческого разума… К последним относятся категории пространства, времени, движения, явления, свойства, качества, количества, размера, формы, содержания, причинности, случайности, необходимости и проч. Кроме того, в процессе исторического развития культуры там появились… категории, которые помогают определить человека как субъекта деятельности, его структуру общения, а также его отношение к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. Среди них такие категории, как „человек”, „общество”, „Эго”, „другие”, „труд”, „сознание”, „добро”, „красота”, „вера”, „надежда”, „долг”, „совесть”, „справедливость”, „свобода”» [Там же]. По определению В. С. Степина, принципиальная миссия философии заключается в том, что она «как раз и составляет теоретическое ядро мировоззрения. Осуществляя рефлексию над универсалиями культуры, она выявляет их и выражает в логически-понятийной форме как философские категории. Оперируя с ними как с особыми идеальными объектами, философия способна сконструировать новые смыслы, а значит, и новые категориальные структуры» [18, с. 194].

30 Дек 2020 в 11:07. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв