Просмотров 119

Специальная философская рефлексия универсалий культуры является расширением пространства культурной свободы. Такая рефлексия в наше время уже имеет солидную традицию. С. М. Гатальская отмечает: «Пути поиска универсальных черт культуры определяются с рождением философии истории (Вольтер, Гердер), мифологическими студиями немецких романтиков, успехами антропологии и этнографии, психоанализом, лингвистикой универсалий, структурно-типологическими и семиотическими методами и тому подобное» [2, с. 112]. Среди «знаковых» теоретических подходов к проблеме универсалий в ХХ веке этот автор называет идею «универсального культурного паттерна» К. Вислера, путь исследования «универсальных институциональных типов» Б. Малиновского, а также выделение «общих детерминант культуры» Дж. Мердоком. В современных исследованиях наблюдается тенденция анализа «сквозных», инвариантных структур и элементов, которые являются общими для разных культур, «матриц» культуротворчества, что говорит о возможности понимания другой культуры при условии межкультурной и внутрикультурной коммуникации. С. М. Гатальская определяет универсалии культуры «как определенные воспроизводимые схемы духа» и в качестве фактически тождественных терминов использует также словосочетания «архетипы культуры» и «инварианты культуры». Согласно данной концепции определенная «совокупность универсалий культуры образует словарь-symbolarium с правилами сочетания элементов (парадигматика и синтагматика), дает меру валентности смысловых пересечений (в режимах варьирования главных архетипов)» [Там же, с. 113].

Согласно концепции М. В. Поповича, в мировой культуре в качестве определенных универсалий можно выделить архетипы модели мира, сакрального и профанного, жертвы как средства организации хаоса в космос, «шаманского полета» – путешествия на «тот свет», архетип близнецов (двойников) и др. В пределы архетипа заключаются даже очень отдаленные культурные феномены – «от выделения в модели мира верха, середины и низа к выделению трех мировых констант современной физики, от „объяснения” профанных явлений через незримые сакральные сущности к дедуктивному выводу, от конструирования двойников человека в виде зеркального образа, имени, тени, следа и т. п. …Такие объединения разнохарактерных и разновременных культурных образований позволяют глубже понять современную науку и культуру» [14, с. 278].

Российские авторы С. С. Неретина и А. П. Огурцов в монографии «Пути к универсалиям» (2006) дают развернутую обобщающую картину эволюции концепта универсалий от его возникновения до современного переосмысления. Примечательно, что новейший проект содержательного наполнения данного концепта авторы формулируют именно в ракурсе философии культуры. На их взгляд, «вечная» проблема универсалий должна рассматриваться «в совершенно новой перспективе – перспективе многообразия культур и цивилизаций и возможности выбора единого, или универсального, пути развития в ходе взаимодействия различных локальных цивилизаций» [11, с. 968]; такая «принципиально новая плоскость рассмотрения глобализма как универсализма предполагает как выявление универсалий каждой из цивилизаций или каждого из их комплексов, так и осмысление ведущего вектора их взаимодействия и разнонаправленных движений, один из которых принимается в качестве глобального» [Там же]. По их мнению, исследование универсалий в любых аспектах, в том числе и под углом зрения глобализации, может быть осуществлено в том случае, если изменить систему отсчета – перейти от онто-теологической или логико-гносеологической к трансценденталистской постановке проблем и их обсуждению. Универсалии при таком подходе являются одним из условий возможности взаимодействия партикулярных культур и цивилизаций, диалога между ними, достижения взаимопонимания, перевода содержания с одного языка на другой, диффузии культурных инноваций. Статус и способ существования этих универсалий могут трактоваться по-разному – например, они могут автономизироваться в некий «третий мир» смыслов, или могут интерпретироваться как языковые фикции и симулякры, или же в них можно усмотреть фундаментальные сущности индивидуальных культур.

30 Дек 2020 в 11:07. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв