Просмотров 119

Смыслы, которые составляют «мир» культуры, определяются прежде всего те первичные «бытийные константы мира», которые является «основой конкретных актов мироотношения, в том числе и в специализированных формах культурной деятельности – искусстве, религии, философии, науке и т. п.» [6, с. 35]. Однако в отличие от семантических значений отдельных феноменов культуры, которые могут быть четко ограничены по содержанию и рассматриваться «извне», смысл является незавершенным, поскольку требует жизненного субъектного «соучастия» в нем, сопричастности в его воспроизведении и переживании. Тем самым «смысловая сетка явлений культуры выражает общую целесообразную взаимосвязь всех предметных и духовных содержаний мира, выражает общий порядок мира и разумность жизненного мира людей… в действительности культурные смыслы лишь тогда являются подлинными смыслами, когда выступают в качестве условий сочетания человеческого бытия и опыта с порядком мира» [Там же]. Это обусловлено принципом опосредования спонтанностью соучастия человека в смысле. Таким образом, под смыслом понимается отношение определенного феномена реальности (например, индивидуальной жизни человека) к целостности мира как независимой от отдельного человека целостности. Отсюда следует, что акцентирование одной лишь уникальности, индивидуальности смысла разрушает его как таковой, ведь сам феномен смысла существует как определенное парадоксальное напряжение соотнесения двух «полюсов» – уникальности и всеобщности. В рамках этого отношения сознательная рефлексия содержания универсалий культуры является основой развития человеческого сознания и основой культуротворчества.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бистрицький, Є. К. Вступ / Є. К. Бистрицький // Ідея культури: виклики сучасної цивілізації / відп. ред. Є. К. Бистрицький. – К.: Альтерпрес, 2003. – С. 3–9.
  2. Гатальська, С. М. Філософія культури / С. М. Гатальська. – К.: Либідь, 2005. – 328 с.
  3. Исупов, К. Г. Универсалии культуры / К. Г. Исупов // Общество. Среда. Развитие. – 2012. – № 2. – С. 242–246.
  4. Касавин, И. Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка / И. Т. Касавин. – М.: Канон+, 2008. – 437 с.
  5. Кирилюк, О. С. Світоглядні категорії граничних підстав в універсальних вимірах культури / О. С. Кирилюк. – Одеса: ЦГО НАНУ/АВТОГРАФ, 2008. – 412 с.
  6. Козловский, В. П. Культурный смысл: генезис и функции / В. П. Козловский. – К.: Наукова думка, 1990. – 126 с.
  7. Крымский, С. Б. Мировоззренческие категории в современном естествознании / С. Б. Крымский, В. И. Кузнецов. – К.: Наукова думка, 1983. – 222 с.
  8. Леві-Строс, К. Первісне мислення / К. Леві-Строс; пер. з фр., вступ. слово та прим. С. Йосипенка. – К.: УЦДК, 2000. – 324 с.
  9. Межуев, В. М. Культура как проблема философии / В. М. Межуев // Культура, человек и картина мира. – М.: Наука, 1987. – С. 300–331.
  10. Найдорф, М. И. Введение в теорию культуры: Основные понятия культурологии / М. И. Найдорф. – Одесса: Друк, 2005. – 192 с.
  11. Неретина, С. Пути к универсалиям / С. Неретина, А. Огурцов. – СПб.: Изд-во РХГА, 2006. – 1000 с.
  12. Ойзерман, Т. И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? / Т. И. Ойзерман // Вопросы философии. – 1989. – № 2. – С. 47–53.
  13. Пассмор, Дж. Культурные универсалии / Дж. Пассмор // Философские науки. – 1990. – № 11. – С. 110–114.
  14. Попович, М. В. Раціональність і виміри людського буття / М. В. Попович. – К.: Сфера, 1997. – 290 с.
  15. Пролеєв, С. В. Модерна культура і глобальні трансформації сучасності / С. В. Пролеєв // Ідея культури: виклики сучасної цивілізації / відп. ред. Є. К. Бистрицький. – К.: Альтерпрес, 2003. – С. 5–23.
  16. Райбекас, А. Я. Категории «вещь», «свойство», «отношение» / А. Я. Райбекас. – Красноярск: Изд-во Красноярского государственного университета, 2000. – 140 с.
  17. Слинин, Я. А. Трансцендентальный субъект: феноменологическое исследование / Я. А. Слинин. – СПб.: Наука, 2001. – 530 с.
  18. Степин, В. С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция / В. С. Степин. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 744 с.
  19. Универсалии восточных культур / отв. ред. М. Степанянц. – М.: Восточная литература, 2001. – 431 с.
  20. Флиер, А. Я. Универсалии культурные / А. Я. Флиер // Культурология. ХХ век: словарь / под. ред. М. С. Кагана. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 483–484.
  21. Флоренский, П. А. Имена / П. А. Флоренский. – М.: Купина, 1993. – 320 с.
  22. Эпштейн, М. Знак_пробела: О будущем гуманитарных наук / М. Эпштейн. – М.: Логос, 2004. – 864 c.
  23. Яценко, А. И. Целеполагание и идеалы А. И. Яценко. – К.: Наукова думка, 1977. – 276 с.
  24. Stepin V. Philosophy and the Images of the Future / Stepin // Social sciences. Quarterly Review (Russian academy of sciences). – 1993. – Vol. XXIV, No. 4. – P. 30–41.
  25. Stout, G. F. The Nature of Universals and Propositions / G. F. Stout // Studies in Philosophy. – L.: London Univ. press, 1966. – P. 3–21.

 

 

Даренская В. Н. Эвристичность концепта «универсалия» в философии культуры

В статье рассматривается эвристичность концепта «универсалия» в философии культуры как инструмента анализа процессов культуротворчества. Рассмотрен ряд современных культурологических и гносеологических концепций универсалий культуры. Автором также предложена собственная концепция сущности культурных универсалий, в соответствии с которой универсалии культуры являются формами рациональной рефлексии конечности человека в Универсуме («смерть») и ее бесконечности в духовном единстве с Универсумом, которому соответствует «бессмертие» как актуальное состояние самосознания человека. Исходя из этого, всегда можно реконструировать универсальный смысл любых конкретных культурных явлений.

Ключевые слова: культура, универсалии, творчество, смысл, сознание.

 

Darenskaya V. N. Heuristic Nature of the Concept “Universal” in the Philosophy
of Culture

The article considers the heuristic nature of the concept “universal” in the philosophy of culture as a tool for analyzing the processes of cultural creation. a number of modern cultural and epistemological concepts of cultural universals are considered. The author also proposed his own concept of the essence of cultural universals, according to which the universals of culture are forms of rational reflection of the finiteness of man in the Universe (“death”) and its infinity in spiritual unity with the Universe, which corresponds to “immortality” as the actual state of human self-consciousness. Based on this, it is always possible to reconstruct the universal meaning of any specific cultural phenomena.

Key words: culture, universals, creativity, meaning, consciousness.

30 Дек 2020 в 11:07. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв