Просмотров 113

В практике высшего образования в Америке долго господствовала идея «сервисного образования», социальная сущность которой заключалась в том, чтобы служить целям настоящего, интересам, потребностям промышленности, коммерции, экономики, политическим и другим ситуативным целям. Однако во второй половине ХХ века США были вынуждены прийти, во всяком случае на уровне теории, как мы отметили выше, к необходимости определить для университета более стратегические задачи – возникла идея «мультиуниверситета».

Образовательные реформы 90-х годов в США стремились учесть желание каждого американца реализовать себя как личность. Очевидно, что человек, который не достигнет определенного уровня грамотности и образования, не способен реализовать себя в полной мере как личность, использовать свои гражданские права не только на уровне материально-бытовом, но и общественном.

Высшее образование становится престижным и необходимым для реализации собственных потенциальных возможностей, повышения материального и социального статуса. Как отмечают украинские исследователи О. Дубовик, О. Романовский, И. Радионова, А. Сбруева, в 90-х годах ХХ века США столкнулись с практической проблемой поиска новых, более творческих путей устранения разногласий в системе высшего образования и в то же время нахождения общего, объединяющего центра – если не общей основы, то, по крайней мере, обобщения уже имеющегося опыта, что лишний раз вдохновляло бы на реализацию идеала всеобщего и свободного обучения.

На современном этапе для американской педагогики характерна аксиологическая направленность обучения. Л. Талалова, исследуя проблему соотношения аксиологических приоритетов американского общества и тенденций в высшем образовании США, отмечает, что в разные периоды ценностные ориентиры американской нации менялись, а с ними менялись тенденции в высшем образовании [4]. Она отмечает, что периоду аксиологической концепции 60-х годов соответствовала образовательная тенденция либерализма. С конца 70-х годов начало активно осуществляться формирование антитехнократичной концепции «гуманистического образования» и в педагогике сформировались тенденции патернализма. В 80 – 90-х годах ХХ века состоялась еще одна переориентация в аксиологических установках высшего образования: на смену «гуманистическому образованию» пришла концепция структурного функционализма (директивизма), четче проявилась социологизаторская направленность высшего образования [Там же, c. 56]. Каждая из названных тенденций в образовании США (либерализм, патернализм, директивизм) выдвигала в качестве приоритетных различные подходы. Так, для периода, когда доминировала тенденция либерализма, была характерна ценностная установка на предоставление студенту наибольших свобод в его учебной деятельности. Для студентов это означало, что они могут изучать только то, что им интересно. Тем не менее на практике либеральная тенденция была подменена «попустительской», что привело к тому, что свободу в рамках учебной деятельности стали рассматривать как вседозволенность выбора. На основе анализа результатов, к которым привел либерализм, был сделан вывод о необходимости изменений ценностных установок. Либерализм сменился патернализмом, который характеризовался тем, что главной ценностью стал не студент, а преподаватель, поскольку ученик еще не в полной мере готов к жизни, его необходимо всему научить и правильно воспитать, чтобы подготовить как достойного гражданина. Эта тенденция уже через несколько лет также привела к некоторым сбоям, и начался медленный, но достаточно последовательный переход к директивной политике в области образования – жесткой и авторитарной (с соответствующим набором ценностных установок). Наметилась явная тенденция к формированию у выпускников высших учебных заведений гражданских чувств, потребности в исполнении гражданского долга. В качестве основной задачи выдвигался вопрос формирования принципиально нового человека, для которого движущей силой станет желание получить образование, чтобы служить обществу. При этом и само общество должно меняться в таком направлении, чтобы социальное и экономическое равенство становились бы реальностью [Там же, c. 58].

30 Дек 2020 в 11:01. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв