Просмотров 92

Еще в 1946 году в предисловии к книге Х. Ортега-и-Гассета «Миссия университета» Говард Ли Ностранд писал: «Общее образование означает, что общее развитие индивида находится вне его профессиональной подготовки. Оно включает в себя цивилизование его жизненных целей, совершенствование его эмоциональных реакций и улучшение его способности понимать природу вещей в соответствии с наилучшими знаниями своего времени» [Там же, c. 162]. Этот тезис стал исходным для определения положения о сущности общего образования как такового, которое не должно иметь значительных расхождений при подготовке специалистов различного направления, однозначного профессионального направления. В 1976 году Ф. Макмарин определил цель общего образования следующим образом: «Нынешнее „свободное образование” должно освобождать человека от невежества, предубеждений, суеверий и иррациональности» [Там же, c. 153]. А по мнению У. Критендена, результатом общего образования должна стать определенная степень автономии человека. В 80-х годах Е. Хирш отмечал, что в условиях отсутствия общей программы обучения американское общество подвергается опасности потерять свою структуру как культуры. «Нам надо привлечь наших студентов к нашей истории, к нашей культуре и к тем идеям, которые нас всех объединяют», – заявлял он [Там же, c. 161]. Похожей по духу была и концепция М. Адлера, отмечавшего: «Для взаимопонимания и ответственных споров между гражданами в демократическом обществе, для уважения и сохранения различия во мнениях, они должны иметь возможность общаться на понятном всем языке» [Там же, c. 156]. А. Блум в книге «Упадок американского разума» (1986 г.) уделил значительное внимание проблемам общего образования, видя слабость американского высшего образования того времени в его чрезмерной профессионализации. На наш взгляд, заслуживает внимания позиция Г. Криммела, который определяет значение общего образования: «Обычное образование поглощает интересы учащихся и поощряет их идентифицировать себя с карьерой. Оно порождает иллюзию того, что мы способны достичь чего-то, что называется успехом. Свободное образование, напротив, помогает нам понять реальность жизни и искать вечные, неизменные ценности. Оно готовит нас к самостоятельным действиям, руководствуясь разумом, смело, уверенно и справедливо. Оно дает принципы» [Там же, c. 160]. Приведенные взгляды американских ученых разных десятилетий второй половины ХХ века показывают, что идеи усиления общегуманитарной подготовки всегда имели своих сторонников, приобретали все большую определенность, были предметом теоретической разработки. Конечно, демократизация общественной жизни характеризуется тем, что большинство людей работает, и поэтому высшее образование, если оно не будет давать профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для заработка, не сможет помочь человеку приспособиться к существующим условиям или удовлетворить его потребности. Однако широкий взгляд на жизнь, который формируется в рамках общего образования, необходим потому, что человек должен быть подготовлен не только к работе, но и к смене работы. Итак, по мнению современных американских педагогов, общее и профессиональное образование должны идти бок о бок. Они подчеркивают важность благородного образовательного идеала «обучение ради знания» и замечают, что единство общего и профессионального образования может способствовать достижению этого идеала. Приведенные взгляды во многом повлияли на формирование теоретико-методологических основ модернизации американской университетского образования в конце
80-х – 90-х годах, главной характеристикой которого является усиление его гуманитарного компонента, обстоятельная разработка структуры, содержания, форм и методов его культурологической составляющей.

30 Дек 2020 в 11:01. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв