Просмотров 834
В. К. Суханцева
Высший пилотаж художника – создать героя, который более никогда не покинет пространства культуры. Художника давно нет, а его персонаж живет, странствует, вписывается в новую реальность, обрастает попутчиками и явно обременен бессмертием.
Они, эти потомки и соратники Агасфера, имеют различные родословные, их причинно-следственность не совпадает, далеко не всегда установим авторский брэнд, клише мастера, а потому разберемся в типологиях.
Первый тип странников начал исход из глубин мифологии, пройдя огранку античной культурой и обретя в связи с этим отчетливые контуры статуй. Таковы Орфей, Эвридика, Прометей, не говоря уже о Зевсе, Геракле, Аполлоне, крылатом коне Пегасе (представители фауны присутствуют также), фуриях, дриадах, кентаврах, амазонках etc. Проходили столетия и тысячелетия; подробности никто не помнил; полнокровные и дышащие грозной силой первичных фантазий герои превращались в символы и навсегда вписывались в реальность культуры, которая несводима к реальности исторической, а потому населена вневременными обитателями.
Каждый из подобных героев образовывал центр, сверхплотную точку, из которой взрывалась очередная художественно-образная и смысловая реальность, обеспечивая непрерывную активность миропорождения. Вспомним толпы мифологических и исторических персонажей античности, бродящих по кругам, изгибам, равнинам и расщелинам «Божественной комедии». И когда Данте восклицает: «Я зрел Электру в сонме поколений», то с точки зрения литературоведения это троп; для философии культуры – констатация факта. Персонажи «Божественной», в свою очередь, вырвутся из ее границ; их сонм, становясь все многолюднее по мере приближения к современности, обозначится, к примеру, в Мандельштамовом «Разговоре о Данте» и далее везде.
01 Мар 2016 в 09:04. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.