Просмотров 287

УДК 82.09;820

И. И. Кальной

Владимир Набоков и Герман Гессе – люди разной культуры и разной судьбы, но их объединяет отношение к феномену одиночества. Один приложил все силы, чтобы оказаться чужим среди своих и не своим среди чужих. Второй – болезненно переживал одиночество и искал выход из тупика.

Объектом исследования является творческое наследие писателей разного социокультурного пространства, где каждый заявляет о себе как личность и как демиург. Предметом исследования являются отношения Владимира Набокова и Германа Гессе к феномену одиночества.

Цель заявленного исследования состоит в том, чтобы в ходе сравнительного анализа подтвердить вывод о том, что одиночество имеет онтологическое основание, но проявляется, оценивается и переживается персонально (субъективно). Другими словами, феномен одиночества располагает и своими достоинствами, и своими недостатками.

Через набокиану можно осуществить попытку провести анализ творческого наследия Владимира Набокова и уяснить его сущность как человека и как писателя.

Прежде чем начинать разговор о Владимире Набокове, следует привести высказывание Зинаиды Шаховской: «Память – это не фотоснимок, для всех и каждого одинаково восстанавливающий реальность событий и лиц. Память – нечто очень личное. Она родственна творчеству, ибо может украсить или очернить прошлое. Она послушна воле того, кто ею пользуется для того, чтобы преувеличить или преуменьшить свое значение и свою связь с этим прошлым. Этим можно объяснить, почему мемуары об одних и тех же людях так разнообразны, а часто противоречивы» [3, с. 319].

Люди, близкие к знаменитостям, представляют их в излишне светлых красках, а враги и завистники стараются очернить, найти то, что проходит по реестру смешного и темного. В каждом конкретном случае у каждого своя правда. Следовательно, перед каждым, кто обращается к памяти, стоит проблема «как можно творить, чтобы не натворить», не потеряв чести и совести, если они все же присущи конкретному индивиду. Это трудно, но необходимо для установления истины. Это можно осуществить, если адекватно принять тезис: «Память – это связующее звено между прошлым и будущим», это – средство редактирования настоящего и инструмент проектирования будущего. Не все нам не под силу; бывает обстоятельства, которые сильнее нас. Здесь следует вспомнить басню И. А. Крылова об умной лисе или поразмышлять над афоризмом Марка Аврелия, адепта философии стоиков.

16 Июн 2020 в 10:07. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв