Просмотров 266
УДК 791.43.049.1.067
И. А. Сержантова
Отношения художника и власти в обществе всегда были сложными, так как любое государство стремится контролировать искусство, идеологически влиять не только на содержательную составляющую творческого процесса, но и на форму и стилистику произведений искусства. Конечно, отношения «художник и власть» могут быть разными: антагонизм художника и власти, относительная независимость художника, служение обществу и власти (официальное искусство), сотрудничество, которое может быть и конструктивным. Степень свободы художника зависит от политического режима в обществе, а конфликт власти и художника может иметь под собой разные основания. Тема художник и власть сложна, актуальна, поскольку затрагивает проблемы культурной политики, общественных ценностей, цензуры в обществе и др., а также зависит от культурно-исторического контекста. Рассмотрим отношения «художник и власть» на примере изобразительного искусства (преимущественно) в период существования советского государства.
В дореволюционной России государством осуществлялось общее руководство системой художественного образования. Императорская Академия художеств, будучи оплотом классицизма, ориентировалась на западные образцы. Однако попытка сохранить свои принципы оказала влияние на процесс формирования национального искусства, что имело определенные последствия не только для формирования российской культуры, но и для судьбы государства.
Показательным событием стал протест 14 выпускников, покинувших Академию в 1863 году накануне конкурса на золотую медаль и, следовательно, отказавшихся от стажировки в Италии. Протест был вызван нежеланием выполнять дипломные работы на заданную религиозную тему. Будущих передвижников привлекало многообразие окружающей жизни, поэтому они и настаивали на возможности выполнять диплом на свободную тему. Социальная направленность произведений этой группы художников, созданных в период Товарищества передвижных выставок, основана на идеях народничества.
Значение события состояло в том, что, определив принципы собственного творчества, они обозначили иные задачи изобразительного искусства, отделив репрезентативные, идеологические функции, демонстрирующие уровень цивилизованности, «европейскости» Российского государства, воплощаемые в произведениях стиля классицизм, от идеи служения народу.
«Протест четырнадцати» носил несколько иной характер по сравнению с событиями, связанными с появлением «Салона отверженных» во Франции (1863), которые объединили художников на почве конкурентной борьбы и «стилистических разногласий» с академиками, отвергавшими поиски новых форм в искусстве, что не являлось демонстрацией политических взглядов.
30 Дек 2020 в 10:06. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.