Просмотров 110

Так, Ф. Лист в своей книге о Ф. Шопене писал о том, что Adagio из Второго концерта, «которому он отдавал явное предпочтение и часто исполнял», наполнено самым глубоким переживанием трагизма. «Чувство, ее проникающее, то лучезарное, то полное печали, вызывает в воображении залитый светом прекрасный пейзаж в какой-либо счастливой Темпейской долине, которую избрали местом для горестной повести или хватающей за душу сцены. Будто неизбывное горе постигло человеческое сердце перед лицом несравненного великолепия природы. Этот контраст поддерживается слитностью звуков, переливами нежнейших красок; ни одна резкая и грубая черта не нарушает трогательного впечатления, производимого целым; оно печалит радость и в то же время просветляет печаль. Можем ли мы обойти молчанием похоронный марш из его первой сонаты, который был инструментован и исполнен в первый раз во время траурной церемонии его похорон?! Поистине, нельзя было найти другие звуки, чтобы выразить то чувство, раздирающее душу, те слезы, которые должны были сопровождать к месту последнего успокоения того, кто с таким высоким совершенством постиг, как оплакиваются великие потери!» [4, с. 8]. Как видим, в этой блестящей характеристике Ф. Лист показывает и всю силу трагического у Ф. Шопена, и тот необходимый катарсис, которым оно в конечном итоге разрешается.

Изначально романтизм как художественное течение сформировался в литературе, как литературный термин впервые появился у Ф. Новалиса, а затем распространился в другие виды искусства. В разных странах романтизм имеет свои особенности. Так, в литературе Англии основные герои – это бунтари, сложные личности, выдвигающие свои идеи против окружающей действительности, отстаивающие свои права и свободу. Многие персонажи одинокие, задающиеся вопросом о своем предназначении в жизни, в чем и заключается трагизм романтической личности (Дж. Байрон, П. Шелли). Во Франции особое внимание занимает внутренний мир человека, проблема добра и зла (В. Гюго, Ж. Санд), обращение к темным силам души человека (Э. По).

Не менее яркое выражение принципы романтизма получили в музыке, где переход от классицизма к романтизму наиболее ярко просматривается в творчестве и в самой личности Л. Бетховена. Во времена композитора совершенствуется фортепиано, рояль, инструмент с динамической градацией (forte, piano). Это расширило возможности создавать более масштабные сочинения концертного стиля. 32 сонаты – огромный шаг в развитии фортепианной музыкальной культуры, творческая лаборатория, в которой выковывался стиль художника. Это первый композитор, сделавший фортепиано ведущим сольным инструментом. Б. В. Асафьев писал: «Сонаты Бетховена в целом – это вся жизнь человека. Кажется, нет эмоциональных состояний, которые так или иначе не нашли бы здесь своего отражения, нет душевных конфликтов, которые не преломились бы здесь» [3, с. 159]. В сонате испытывались смелые замыслы, чтобы позднее получить монументальное воплощение в симфониях. Так, «Похоронный марш на смерть героя» 12-й сонаты явился прообразом траурного марша 3-й симфонии. Идеи и образы «Аппассионаты» подготовили 5-ю симфонию. Пасторальные мотивы «Авроры» получили развитие в 6-й, «Пасторальной» симфонии. От речитативов 17-й сонаты протянулись нити к речитативам 9-й симфонии. В музыке Л. Бетховена личное мироощущение является частью глобального. В своей музыке он заставляет ощущать движение вселенского масштаба. Эмоциональная выразительность, глубина чувств, пафос непрерывного, порывистого движения, мастерство вариационного и полифонического развития составляют особые черты его индивидуальности, открывая путь романтизму. Л. Бетховен как «переходная фигура» от классицизма к романтизму весьма важен для нашей темы, поскольку именно у него особо акцентированы такие резкие «срывы» в трагическую тональность, резко контрастирующие с гармонией – наследием классицизма, которые и обозначают переход к новому типу мироощущения.

В музыкальной культуре эпохи романтизма наблюдается синтез искусств. Эта эпоха занимает значительное место в истории музыки. Ярчайшими представителями в музыкальном фортепианном мире эпохи романтизма являются Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист – три гения, жившие и творившие в одно время, творчество которых оставило глубокий след в формировании и становлении музыкального романтизма.

09 Апр 2022 в 19:29. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв