Просмотров 110

УДК 18.781

Н. В. Ткач

Трагическое мироощущение является константой художественного сознания, хотя и меняет свои конкретные формы выражения в искусстве разных эпох. Трагическое определяется как «философско-эстетическая категория, характеризующая губительные и невыносимые стороны жизни, неразрешимые противоречия действительности, представленные в искусстве в виде неразрешимого конфликта. Столкновение между человеком и миром, личностью и обществом, героем и роком выражается в борьбе сильных страстей и великих характеров» [8, с. 85]. Этим и определяется ценность трагического переживания как средства развития личности, которое было бы невозможно без образца «сильных страстей и великих характеров», представляемых искусством. В отличие от переживания трагических ситуаций в жизни, которые часто только травмируют человека, а не способствуют его развитию, трагическое в искусстве всегда приводит к катарсису – очищению души от страстей, преодолению противоречий и тем самым делает человека сильнее, мудрее и сострадательнее к другим, т. е. формирует его как личность. Главным эмоциональным коррелятом переживания трагического является чувство тревоги и растерянности, которое нарастает и достигает кульминации как ощущение экзистенциального страха, «ужаса бытия», но затем разрешается в катарсисе новым чувством гармонии, более глубоким, чем было до этого.

Для современного художественного образования и творчества особую непреходящую ценность имеет та форма трагического мироощущения, которая выразилась в искусстве эпохи романтизма. Это связано с тем, что именно в данную эпоху трагическое переживание в максимальной степени было выражением становления уникального личностного мира человека. В современную эпоху человек подвержен процессам отчуждения и унификации, его личностное бытие поставлено под угрозу и поэтому требует специального развития и воспитания, в первую очередь средствами искусства. Тем самым искусство периода романтизма с его уникальным личностным переживанием трагизма бытия требует особого внимания и широкого изучения в современном образовательном процессе. В частности, в западноевропейской музыке периода романтизма мы видим один из высших и самых утонченных образцов трагизма и его преодоления в рамках художественного катарсиса. Целью данной статьи является анализ специфики переживания трагизма в музыке эпохи романтизма.

В отечественной эстетике и историко-теоретическом изучении музыки основы понимания и принципы изучения западноевропейской музыки периода романтизма были заложены Б. В. Асафьевым и И. И. Соллертинским, а позже глубоко развиты в работах В. В. Медушевского, Ю. Н. Хохлова, А. Е. Будяковского, Э. А. Стручалиной, С. А. Гудимовой и др.

Романтизм возник в атмосфере глубокого разочарования в итогах Великой французской революции, которая начиналась борьбой за свержение монархии и лозунгами были свобода, равенство, братство, а в результате получили эпоху террора, казней и круглосуточной работы гильотин. Романтизм – это уход от реальности в область чувств, переосмысления собственных эмоций. Понимая, что в социальной сфере от человека мало что зависит, художник погружается в закрытый мир личности с ее внутренними конфликтами и противоречиями. Романтизм противостоит классицизму и ориентируется на движение, перемены, изменения чувств человека, поэтому уходит от строгих правил и канонов классицизма. «Будучи воплощением определенного сознания, определенного типа мышления, сформировавшегося в историко-социальной и духовной ситуации, романтизм заявляет о себе не только в искусстве, но и в науке, в политике, в быту, во всех сферах общественного сознания. Эта универсальная культура характерна только для конца XVIII – первой половины XIX века. Романтизм выдвинут всей логикой историко-культурного движения Европы и всей логикой историко-культурного движения снят; как и любая культура, он хронологически ограничен, имеет начало и конец, хотя, само собой разумеется, конец не есть конец его влияния на последующие эпохи, но это жизнь в иных культурных мирах, это цитация, необходимая как свидетельство его историко-культурного опыта», – отмечает современный исследователь Ф. П. Фёдоров [12, с. 5].

09 Апр 2022 в 19:29. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв