Просмотров 110

Романтики ощущали себя свободными, но одинокими и не понятыми. Жизнь их полна трагизма. Образы связаны с мистикой, смертью, потусторонними силами. Любовь в их произведениях заканчивается разочарованием, часто – гибелью героя. Можно сказать, что категория трагического как нельзя полнее раскрывается в образном содержании произведений романтиков. Сомневающаяся, ищущая поддержки, сломленная личность волнует человечество и является одной из основных тем романтизма.

Принципиально важными для данной темы являются определения трагического как эстетической категории и романтизма как особого типа художественного мироощущения, данные выдающимся русским мыслителем ХХ века А. Ф. Лосевым. «Трагизм есть прежде всего мироощущение, – писал А. Ф. Лосев. – Это не характеристика какой-нибудь отдельной, хотя бы и такой исключительно важной области действительности, как, например, человеческая личность. Это – универсальная характеристика… Трагическое мироощущение фиксирует прежде всего два главных плана бытия: общую, мировую, лежащую во всем видимом и слышимом жизнь и человеческую личность… Но во всяком трагическом мироощущении незримо и прикровенно дан еще и третий план. Это план преображенной и воскресшей жизни, с точки зрения которой реальная человеческая жизнь и реальные удары судьбы квалифицируются именно как нравственно-небезразличные. Если бы этого плана не разумелось, то нельзя было бы объяснить всю тягость и весь ужас бытия, фиксируемого в трагическом мироощущении. Раз есть ужас бытия, то уже тем самым ожидается и смутно чувствуется мир всеобщего счастья и преображение этого страдающего мира» [5, с. 314]. Таковы три сущностные составляющие трагического мироощущения, которые всегда присутствуют и в его художественном выражении. В свою очередь, о сущностной связи трагического мироощущения с музыкой А. Ф. Лосев пишет следующим образом: «Трагедия произошла из ощущения бесформенной, хаотической качественности бытия, поселяющей в душе тот же диссонанс, принципиальный и существенный. Но если иметь в виду какой-нибудь конкретный прецедент трагического мироощущения, то из всех искусств, а также из всего человеческого творчества и всех достижений таковым ближе всего является музыка и дух ее» [Там же, с. 317]. Следовательно, именно музыка наиболее ярко передает специфику трагического мироощущения.

А. Ф. Лосев определяет сам романтизм как творческое мировоззрение, основанное на четырех принципах, как то: 1) творящая личность; 2) миф, в котором материальное неразделимо с духовным; 3) иррациональная образность (символизм); 4) историзм, т. е. «до конца продуманная идея становящейся мифологии» [6, с. 142]. По его определению, романтизм – это «универсальная мифология, символически разработанная в виде теории мистериально-органического историзма» [Там же]. Тем самым романтизм всегда творит свою новую мифологию – она создается либо посредством переосмысления традиционной народной мифологии (фольклор), либо путем мифологизации реальных исторических событий. Такой подход к пониманию романтизма как определенного мировоззрения и типа культуры развивает и современный исследователь Н. Л. Алоян в своей докторской диссертации. В частности, она пишет о специфике романтической трагедии следующее: «Образ трагедии, характерный для романтизма, формируется в мифо-символической реальности, трансформирующей содержание символов, и конструирует субъективную реальность, в которой отражается трагическое» [1, с. 9].

Мифологизация жизни в романтизме обусловлена тем, что в нем обостряется личностное восприятие мира, а это приводит к тому, что личность создает свой собственный «образ мира» в форме художественного мифа. В этом состоит универсализм романтизма как самой сильной формы личностного мировоззрения, остающейся актуальной для всех последующих эпох. Известный русской философ Ф. А. Степун утверждал, что «романтизм есть прежде всего культурное самосознание человечества, поэтому всякое пробуждающееся к культурной жизни самосознание народное неминуемо должно будет всегда снова и снова вспоминать о романтизме, бороться с ним и им же увлекаться» [10, с. 138]. Этим определяется и непреходящая актуальность изучения наследия романтизма, и его использование в новых исторических условиях как важнейшей части художественного образования.

09 Апр 2022 в 19:29. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв