Просмотров 373
В отличие от художественного авангарда и модернизма, постмодернизм не рассматривает культуру как «память человечества» и не предусматривает диалога с человеком и историей. От других идейных и художественных направлений постмодернистские «изыскания» отличает апология ценностей техногенной цивилизации, таких, как «беззаботное спокойствие, пластичный конформизм во имя самосохранения, глухота и амнезия в отношениях с миром и людьми» [4, с. 101]. В постмодернистских представлениях о времени актуально значимым является лишь момент «вечного настоящего», «современного», «здесь и сейчас».
Постмодернистское мировоззрение, которое провозглашает вседозволенность и допускает любые, даже самые кощунственные интерпретации священных книг, объективно ведет борьбу с любой идеологией, которая претендует на истинность независимо от того, является эта идеология религиозной или политической. Постмодернистское сознание негативно относится к искусству, связанному с каким-либо каноном и даже с любыми серьезными идеями социально-политического характера. Любое искусство, которое основывается на религиозной, культурной и вообще всякой идеологической традиции, интерпретируется в постмодернизме как неоконсервативное, отжившее, традиционалистское и причисляется на этом основании к «фашизму». «Фашизм» в этом случае трактуется не как одна из тоталитарных политических идеологий, а именно как мировоззренческая парадигма. Характерные признаки данной парадигмы изложены в эссе У. Эко «Вечный фашизм» [16]. В данной работе автор, в частности, подчёркивает связь «фашизма», в постмодернистском его понимании, с традиционной культурой. В то же время, как свидетельствует история культуры, не только традиционалистские (Ю. Эвола), но и модернистские направления в литературе и искусстве, такие, как символизм Г. Д’Аннунцио и футуризм Ф. Маринетти, оказались во многом созвучны нарождающейся фашистской идеологии в Италии первой половины ХХ века.
Вследствие размывания сакральных ориентиров, установленных религиозной традицией, и формирования вместо них новых критериев, основанных на крайнем антропоцентризме, в постмодернистском сознании происходит смешивание противоположных по своей сути качеств, что неминуемо способствует углублению кризиса гуманизма. Эти тенденции были чётко обозначены ещё в философии Ф. Ницше. В работе «Человеческое, слишком человеческое» немецкий философ довольно подробно раскрыл «нищету гуманизма». А в написанной в стиле священного текста книге «Так говорил Заратустра» он противопоставил антропоцентризму и гуманизму идею сверхчеловека.
15 Фев 2017 в 11:43. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.