Просмотров 365
Постмодернистская релятивистская установка выражена в художественном творчестве многих писателей, представляющих «литературный прорыв» второй половины ХХ века. Она способствует разрушению сложившихся стереотипов, устоявшихся взглядов и оценок, традиционных представлений об искусстве и морали. Эта установка возникла как результат заполнения современной европейской культуры до краёв многочисленными идеями, возникшими в пространстве иных культур и цивилизаций. Эти идеи стали приобретением европейского человечества сравнительно недавно. В ХХ веке произошло серьезное размывание системы традиционных ценностей, которая формировалась на протяжении тысячелетий. К этим традиционным ценностям принадлежат, прежде всего, ценности христианства, имеющие огромный сакральный потенциал. Эти ценности служили той основой, на которой базировались представления об истине, добре и красоте у людей прошлых эпох.
Плюралистический характер постмодернистского мировоззрения отдаляет человечество от сакрального начала гораздо сильнее, чем, например, марксистское атеистическое мировоззрение, которое все-таки предусматривает какую-то «социальную», по своему характеру, «благодать» в виде «светлого будущего». В отличие от религиозной святости, достижение которой связано с совершенствованием «внутреннего человека», личности, она достигается в значительной степени путем её нивелировки, растворения в социуме, подобно тому как в восточных религиозно-философских учениях индивидуальность человека растворяется в космосе. Обретение подобной «социальной благодати» отбрасывает в сторону личностный «экзистенциальный» порыв, не предполагает личности вне коллектива, а сам коллектив выступает как некий изначальный закон. При таком подходе происходит, по сути, возвращение к ранним формам религии и к архаическим типам сакрального. В этом случае действует известная формула Э. Дюркгейма, согласно которой бог клана есть не что иное, как сам клан [5]. Личность должна быть вдохновлена социальным началом – законом. Однако этот энтузиазм, в конечном счете, оказывается недолговечным. Такой «героический энтузиазм» призывает личность пожертвовать собой во имя закона, во имя коллектива, чтобы тем самым вернуть для себя «потерянный рай». В процессе реализации глобального социального проекта человеческая личность должна разорвать свои родовые связи, отказаться от себя как индивидуума, от самостоятельного мышления и критических оценок, подчинить себя полностью коллективному началу, раствориться в этом социальном бытии. Именно в этом случае она должна обнаружить смысл своего существования, найти в законе «благодать». Такая идеология, в конечном счете, утопична по своей сути, и реализация её основных положений не может быть рассчитана на продолжительное время. Поэтому подобные социальные проекты, в частности коммунистический проект, терпят крах, несмотря на определённый потенциал сакрального, который в них содержится.
15 Фев 2017 в 11:43. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.