Просмотров 374

В отличие от открытий прошедших эпох, научные открытия ХХ века, сделанные в области ядерной физики или генетики, не прибавили оптимизма человечеству. Напротив, мир стал еще более сложным и запутанным, а человек стал остро чувствовать свою «заброшенность» в мир, напоминающий собой лабиринт. Сравнение существующего мира с лабиринтом часто встречается на страницах произведений писателей-постмодернистов У. Эко и Х. Л. Борхеса. В таком лабиринте современный европейский интеллектуал вынужден искать суть бытия, которая постоянно ускользает от его понимания.

В подобной духовной ситуации появилась возможность лишения человечества «генеральной категории» его мировоззрения – категории Бога, абсолютного духа, то есть того сакрального центра, вокруг которого на протяжении тысячелетий формировалась духовная культура человечества. Как отмечает исследователь В. В. Патерыкина: «Извечные основания – религия, мораль, искусство – вследствие собственной реформированности под влиянием каркаса постмодерна уже не предоставляют человеку ориентиров, не настраивают на общечеловеческие ценности. В религиозном мировоззрении, которое тысячелетиями формировало ценности, произошел перенос акцента на симулятивность. Нетрадиционные религиозные организации наилучшим образом репрезентируют идеи постмодернистского отношения к устойчивым традициям… Если сам Бог превратился в симулякр, то не стоит надеяться на то, что абсолютизированные существа и места в нетрадиционных организациях остались неприкосновенными и не претерпели изменения отношения к ним. Лидеры современных организаций, выдавая себя за живое воплощение сверхъестественных существ, претендуют на замещение места Бога» [12, с. 348].

Постмодернизм как направление философии выразил свое недоверие уже не только по отношению к религии, но и ко всей классической и даже постклассической философской мысли, к метафизике как таковой. Вся предшествующая культура человечества, согласно философии постмодерна, подлежит глубокой переоценке. И не только культура, но и сама человеческая личность как субъект морали, как «внутренний человек», подлежит «деконструкции» согласно «антифилософии» постмодерна. Если в прежние эпохи личность, нарушающая нормы морали, осознавала «греховность» своего поведения, то в «эпоху постмодерна» она, по сути, приобрела «право на бесчестье». В культуре постмодерна постепенно устраняется всякая нормативность. А ведь без неё прежняя «классическая» культура не могла существовать.

15 Фев 2017 в 11:43. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв