Просмотров 366

Постмодернизм разрушает границу между массовой и элитарной культурами. Он создает принципиально новую эстетическую парадигму, которая радикально отличается от классической эстетики с ее развитой системой категорий. Эстетика постмодернизма предложила неклассические трактовки многих традиционных эстетических категорий. Отбрасывая категорию эстетического образа, она вводит в качестве одного из своих ключевых концептов симулякр. Мир в постмодернистском сознании утратил свою объективную реальность и представляет собой совокупность симулякров.

Теория эстетического симулякра, благодаря которой этот концепт получил распространение в эстетических учениях конца ХХ века, разработал Ж. Бодрийяр. Саму постмодернистскую эстетику некоторые современные исследователи определяют как «эстетику симулякра» [10, с. 63], поскольку именно симулякр занимает в ней место «агонизирующей реальности». Сопоставляя традиционную и постмодернистскую эстетику, Ж. Бодрийяр приходит к выводу об их принципиальном отличии друг от друга. Фундамент классической эстетики составляют образность, достоверность, иерархия ценностей, субъект как источник творческого воображения. Постмодернистская «эстетика симулякра» характеризуется поверхностным конструированием артефакта, количественными критериями оценки; принципиальной антииерархичностью. В центре постмодернистской эстетики – объект, а не субъект, «излишек вторичного, а не уникальность оригинального» [Там же, с. 65].

Как подчеркивает Л. Н. Голубева, «господство симулякра в постмодернистской эстетике свидетельствует о существовании радикального плюрализма и релятивизма во всех областях жизни на горизонте ризомного существования – беспорядочного распространения смыслов, оттенков, вариаций» [4, с. 100]. Характеризуя различия между классической и неклассической постмодернистской эстетикой, В. В. Бычков утверждает: «Если классическая эстетика основывалась на фундаментальных принципах мимесиса, её главными категориями были изображение, образ, символ, иногда – знак, который обязательно отсылает реципиент к какой-то другой реальности (духовной, психической, материальной), то симулякр не отсылает ни к чему другому, кроме себя самого, но при этом имитирует (играет, передразнивает) ситуацию трансляции смысла» [3, с. 85]. «Симулякр» – это подобие действительности, он в какой-то мере связан с эстетическими инновациями классицизма, барокко, романтизма. В нем имеет место симуляция, имитация, подмена реальности. Симулякр как одно из ключевых понятий постмодернистской эстетики символизирует нечто противоположное объективной реальности. Это – муляж, эрзац действительности, пустая скорлупа. Симулякры существуют в искусстве, в частности в живописи, кино, моде, масс-медиа, технике. Симулякр свидетельствует об исчерпанности современной культуры. Он как бы повторяет в свернутом виде переход от техне к мимесису. Естественный мир в постмодернистском искусстве меняется на искусственное подобие, «вторую природу». В симулякрах утрачивается реальность той или иной вещи, ее заменяет фетиш. Яркими примерами искусства, где используется симулякр, являются саморазрушающееся искусство хеппенинга и концептуалистская живопись.

15 Фев 2017 в 11:43. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв