Просмотров 366
С одной стороны, постмодернистское мировоззрение тяготеет к технократии и компьютеризации. С другой стороны, оно тяготеет к природе, к естественной жизни, к телесному началу. В этом заключается глубокое внутреннее противоречие всей культуры постмодерна. Для подавляющего большинства неформальных движений, таких как хиппи, панки, рокеры и т. п., характерно неоромантическое восприятие мира. Подобному мировоззрению свойственны максималистские бинарные оппозиции. Миру цивилизации противопоставляются «естественные» отношения; социальным условностям – личная свобода «гражданина мира». «Обусловленную» реальную жизнь преодолевают психоделические фантазии, транс, экстаз, выводящие сознание человека в «расширенное» состояние. Варианты такого «трансцендентного выхода» варьируются от наркотического опьянения до самоубийства. Подобное освобождение и прорыв к духовности выстраиваются в соответствии с триадой: фальшивая жизнь – смерть – новое рождение. Смерть рассматривается в таком случае как одна из форм протеста против повседневного, будничного, «неподлинного» существования человека.
Ситуация постмодерна в культуре и искусстве возникла не на пустом месте. Ей предшествовал длительный период их освобождения из-под влияния религиозных и религиозно-художественных канонов. Освобождение от канонов рассматривалось в рамках «просветительского проекта» как важнейшее условие прогресса в искусстве. В частности, советский исследователь Д. М. Угринович в своей работе «Искусство и религия» подчеркивает: «По-видимому, можно предположить, что уменьшение роли канонов, менее строгая регламентация художественного творчества является одной из важных закономерностей в развитии искусства, существенным проявлением художественного прогресса» [14, с. 139]. С такой позицией автор данной статьи не может согласиться, поскольку она игнорирует специфику самого искусства, в котором прогресс невозможно напрямую связывать с экономическими, политическими и идеологическими условиями. Вообще, прогресс в искусстве – это достаточно сложная и противоречивая проблема, разработка которой не входит в задачи данной статьи.
Рассмотрев особенности десакрализации культуры и искусства эпохи постмодерна, можно сделать следующие выводы.
Десакрализация культуры и искусства – одно из проявлений глубокого кризиса антропности в современном мире. Уровень представлений о сакральном в постмодернистском мировоззрении существенно снижается не только в сравнении с религией, но и в сравнении с политической идеологией. Вследствие десакрализации происходит глобальное разрушение ценностных ориентиров, размывание смыслов бытия человека и мира.
15 Фев 2017 в 11:43. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.