Просмотров 349

Крайний антропоцентризм постмодернистской мировоззренческой парадигмы проявился, прежде всего, в том, что была провозглашена независимость объекта, который мыслит и создает, от всех существующих реалий, которые ограничивают его свободу, т. е. от реалий природы, общества, Бога. В постмодернистском мировоззрении некогда «всемогущий Бог» оказывается лишь объектом среди других объектов, и не более того. Место единственной абсолютной Истины, свойственной монотеистическим религиям, в постмодернизме занимает совокупность относительных, «истин», которые, несмотря на глубокие противоречия, должны мирно сосуществовать друг с другом. Иными словами, постмодернизм покушается не только на идею всемогущего Бога, но и на законы логики, которые, например, не дают возможности для «мирного сосуществования» истины и лжи. Таким понятиям, как традиция, истина, реальность, смысл жизни постмодернистское мировоззрение объявляет настоящую войну.

В постмодернизме предпринимается попытка осуществить «тотальную десакрализацию» культуры. Она начинается с процесса  десакрализации религиозного мировоззрения во всех его формах и проявлениях. Согласно концепции Ж. Бодрийяра, современная культура сконструирована из исторических остатков, продуктов вторичной переработки. К числу этих исторических остатков относятся, в первую очередь, религиозные символы и догматы. Постмодернизм не рассматривает религию как «место истины». Он отбрасывает «классические» этические и эстетические категории, такие как добро, истина и красота. Искренность и исповедальное слово заменены в постмодернистском мировоззрении чрезвычайно широким понятием коммуникации. Пространство коммуникации становится уже не местом «встречи» культур, вечным архетипом которой является «эпифания». Ж. Бодрийяр говорит об «универсальной эстетической хирургии» и изгоняет из культурного пространства все то, что может представлять первоисточник религиозного сознания, а именно: смерть, страх, смысл жизни. Всем подобным ощущениям в постмодернистской философии присвоена исключительно информационно-семиотическая функция.

Культура постмодерна не предусматривает существования каких бы то ни было границ между сферами сакрального и профанного, Постмодернистское мировоззрение не предусматривает существования Бога. В нём не присутствует ницшеанский драматизм, связанный со «смертью Бога». Речь здесь скорее идёт, как у М. Хайдеггера, о «нетости Бога», поскольку постмодернизм стремится осуществить «деконструкцию» самой идеи Бога. В то же время постмодернизм не является и «воинствующим» атеизмом, поскольку последний является не чем иным, как «религией без Бога». Мотивы богоборчества постмодернизму, как правило, не присущи. Для него характерно равнодушие ко всякой метафизике и сакральным ценностям.

15 Фев 2017 в 11:43. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв