Просмотров 349

Постмодернистское мировоззрение характеризуется использованием и механическим сочетанием отдельных фрагментов разных культур. Постмодернизм утверждает невозможность иметь внутреннюю целостность мировоззрения в условиях современного демократического устройства общества. Он стремится к созданию «нерепрессивных» игровых форм культуры и религии, в которых бы уживались непреодолимые антагонизмы и противоречия. Постмодернизму свойственен принцип «двойного мышления», который заключается в ориентации на идеи и понятия, исключающие друг друга.

Постмодернизм обращен не только к массовому, но и к элитарному сознанию. Ситуация постмодерна свидетельствует о радикальном изменении места и статуса «массовой» культуры. «Массовая» культура сближается с элитарной в содержании идей, которые в ней представлены, но отличается от неё формой подачи материала. Границы между массовой и элитарной культурой стираются, поскольку элитарная культура, так же как массовая, ориентируется на телесные, а не на духовные ценности. Особое место в постмодернистской культуре занимает контркультура, андеграунд. Последний из культуры, которая первоначально противостоит официозу, может превращаться в составляющую официоза, при этом он сочетает в себе черты как элитарной, так и массовой культуры.

Критерием ценности того или того произведения литературы и искусства становится не его идея и морально-нравственное содержание, не его стиль и форма, а интерес. Как подчеркивает О. А. Николаева, оппозиция добра и зла в постмодернистском произведении снимается и заменяется нейтральной в этическом плане оппозицией «интересное – неинтересное» [11, с. 26].

В постмодернистском сознании мир предстаёт в виде текста. Литературное произведение – это уже не организованные автором слова, которые своеобразно выражают «теологический смысл». Они не есть некое  «сообщение Автора-Бога», а представляют собой «многомерное пространство, где сочетаются и спорят друг с другом различные виды письма, ни один из которых не является исходным; текст создан из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников [1, с. 388].

Разрушение связи между эстетическим идеалом и сферой сакрального начинается ещё в эстетике модерна. Оно находит своё дальнейшее радикальное проявление в эстетике постмодерна. Выдающийся физик и исследователь «обратной перспективы» в иконописи академик Б. В. Раушенбах утверждает, что современная эстетика потеряла прежние представления об эстетическом идеале в определенной степени и потому, что радикально порвала с религией. Как и другие ориентированные на православие исследователи искусства, Б. В. Раушенбах крайне негативно относится к искусству постмодерна, утратившему сакральную основу самого эстетического идеала. Исследователь утверждает, что «средневековое искусство апеллировало к разуму, искусство нового времени, Возрождения – к чувствам, а абстрактное – к подсознанию. Это явное движение от человека к обезьяне» [13, с. 108]. В эстетике постмодерна размывается традиционная система эстетических категорий, разрушается вертикаль эстетических ценностей, утрачивается эстетический идеал.

15 Фев 2017 в 11:43. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв