Просмотров 350

Плюралистическое мировоззрение, в отличие от монистического, предполагает свободный выбор личности. Однако этот выбор не имеет серьёзного нравственного обоснования. Такой выбор зависит от времени, которое человек не выбирает, а в нём «живёт и умирает». Лишенное религиозных корней, оторванное от традиции сознание стремится найти и закон и благодать одновременно. Но этой возможности человеческая личность лишена, поскольку изначально не доверяет закону как чему-то абстрактному, как бытию-в-себе, противоположному по своим качествам «экзистенции», бытию-для-себя. Такая личность является «безблагодатной», поскольку лишена каких-либо устойчивых представлений о сверхличностных ценностях. Сознание человека эпохи постмодерна «зацикливается» на собственном «Я». Оно вынуждено оперировать в своей деятельности преимущественно «здравым смыслом» и потому не может подняться выше обыденности. Оно оказывается, в конечном счёте, неспособным не только к осознанию сакрального смысла своего бытия, но даже к теоретическому осмыслению мира и познанию отношений «Я» с этим миром во всём их многообразии и сложности. Именно такой тип мировоззрения и формируется  постмодернизмом, который уже не доверяет ни науке, ни философии, ни религии.

В отличие от эпох античности, Средневековья и Возрождения, когда сакральное начало господствовало в сознании человечества, благодаря «просветительскому проекту» Нового времени сакральные ценности постепенно уходят на периферию мировоззрения. ХХ век характеризуется многими обществоведами как век господства научно-технического мировоззрения, ориентированного, в первую очередь, на прагматические и утилитарные цели. В эпоху Нового времени человек из микрокосма, божественного творения, «трансцендентального субъекта» познавательной деятельности превращается в объект среди других объектов, что вызывает закономерную тревогу у мыслителей экзистенциалистского направления, в частности у Н. А. Бердяева. Отсюда и его утверждение о том, что в наше время главным является не то, как осуществить утопию, а, наоборот, то, как её избежать. Своего рода предупреждением звучит и высказывание о том, что ХХІ век либо станет веком гуманитарного знания, либо его не будет вообще. И дело заключается не только в возможности ядерной катастрофы. Напротив, сама ядерная катастрофа становится возможной вследствие глубокого кризиса антропности, перехода крайних форм антропоцентризма в свою противоположность, когда происходит «расчеловечивание» человека и торжествует, в конечном счёте,  антигуманизм.

15 Фев 2017 в 11:43. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв