Просмотров 604

Однако конкретный человек живет в обществе, среди других людей, и поэтому его существование изначально предопределено внешними, не зависящими от него объективными обстоятельствами, в том числе и необходимо предзаданными материальными условиями его жизни. На это указывал еще Аристотель, когда утверждал, что поступки людей должны сообразовываться с объективной необходимостью и что люди могут осознанно определять характер своих действий только в том случае, если их совершение находится во власти человека. Таким образом, одним из условий нравственной свободы является познание человеком необходимых условий своего существования, осознание объективных возможностей достижения своих целей. Некоторые авторы как раз и видят парадоксально противоречивую сущность свободы в синтезе противоположностей, а именно – в «познании необходимостей». Эта мысль регулярно воспроизводится в истории этической мысли, начиная с античных стоиков, пытавшихся познать закономерности судьбы, а позже в учениях Т. Гоббса, Б. Спинозы, Г. Гегеля и современных авторов.

Обыденное мышление боится противоречий и пытается игнорировать одну из его сторон. Поэтому соответственно указанному противоречию исторически оформились взаимоисключающие тенденции в функциональной интерпретации нравственной свободы – фатализм и волюнтаризм.

Фатализм (от лат. fatalis – роковой, предопределенный) – представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу. Фатализм вырастает из мифологических представлений людей о том, что устройство человека, правила его жизнедеятельности, весь образ жизни обусловлены внешними обстоятельствами, утверждают бессилие человека перед лицом сил природы и общества. Образно иллюстрируя в своих рубаи фаталистический посыл абсолютизирующего необходимость стоицизма, Омар Хайям писал:

Что миру до тебя? Ты перед ним ничто,

Существование твое лишь дым, ничто.

Две бездны с двух сторон небытия зияют,

А посредине ты, подобно им, ничто!

В другом стихотворении он писал так:

Живые пешки мы, а опытный игрок,

Что нами двигает, – не кто иной, как Рок.

На доску бытия нас для игры он ставит,

Чтоб в ящик сбросить вновь через короткий срок.

Человек лишь воображает себя свободным. На деле же, как утверждает И. Кант, он раб всеобщего детерминизма. Его тело подчиняется природным физическим законам и физиологическим потребностям. Как социальное существо, человек подчиняется социальным, экономическим и юридическим законам, нормам и правилам поведения. Все условия, законы, в рамках которых живет и действует человек, которым он подчиняется, есть необходимость, тотально определяющая все аспекты его существования.

Фатализм исходит из того, что все обстоятельства жизни человека изначально предопределены то ли судьбой, то ли волей Бога, то ли детерминизмом замкнутой системы, в которой не остается места случайности свободного выбора. Гегель писал, что мировой дух внушил людям свою разумную волю, и хотя каждый индивид, по видимости, стремится реализовать свои собственные цели, иллюзия самостоятельного удовлетворения человеком своих желаний в действительности объективно приводит всех к тому, чего в отдельности никто не хотел, ибо на самом деле все люди и каждый человек в отдельности борются за выполнение грандиозного плана мирового духа, не подозревая об этом. Нельзя не видеть, что, объясняя поведение человека внешними обстоятельствами, фатализм обрекает его на пассивность и снимает с него нравственную ответственность, оправдывает аморальные поступки.

08 Мар 2023 в 20:34. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв