Просмотров 603

Нравственная необходимость или осуществление морали требует также наличия зрелости субъективно-психологических факторов: 1) способности индивида понимать содержание своего и чужого интереса, уметь специфическими нравственными средствами познавать чужой интерес, сопоставлять его со своим интересом, устанавливать необходимую меру справедливого размежевания интересов, вплоть до отказа от личных интересов, а также 2) способности индивида к самопожертвованию собственным интересом в пользу чужого (общественного) интереса. Как уже ранее отмечалось [2], основными инструментами нравственного познания и соответствующего различения своих и чужих интересов являются нравственные чувства, посредством которых индивид осуществляет сопоставление эгоистических личных и общественных интересов в формах уподобления и сопереживания и осознает меру справедливости, границу ущемления личных интересов. Нравственная необходимость реализуется с формированием нравственной вменяемости индивида или развитой системы нравственных чувств, представляющих общественные интересы в психике индивида.

Поэтому ошибочно представление, что будто бы свобода нужна человеку для того, чтобы сделать выбор между добром и злом. Нравственно озабоченному человеку этот выбор ни к чему, ибо он уже находится в сфере нравственного добра, или морали! И напротив, аморальный, безнравственный, эгоистичный человек тем более не нуждается в свободе морального выбора, так как он аморален и не может, по определению, совершить нравственный поступок, так как не хочет или даже не умеет его делать. Он лишен нравственного сознания и не обладает навыками нравственной деятельности. В лучшем случае он лицемерно выполняет нормы условного этикета или вежливого поведения. Такой человек не владеет нравственной необходимостью. Он может знать о ней, как, впрочем, и о других нормах морали, но не способен исполнить их, так как слова биологически нейтральны и не могут заставить человека выполнить нравственную норму, если он не хочет ее выполнять. Это под силу только нравственному чувству.

Мало знать, что такое добро, нужно еще уметь делать добро, но гораздо важнее хотеть делать добро.

Итак, нравственная свобода существует не для выбора добра или зла в их утилитарно-эгоистическом понимании. В этом неразличении утилитарного (эгоистического) и нравственного (общественного) смыслов добра и зла кроется главная ошибка теоретической этики, которая сводит добро к пользе или какому-либо другому благу. Подлинно нравственная свобода появляется только в сфере морали. Какую же роль выполняет свобода в сфере нравственности? Напомним, что реализация нравственной необходимости – справедливого размежевания интересов – невозможна без сравнения интересов. Однако в силу того, что конфликты интересов уникальны, готового рецепта их разрешения просто нет и быть не может, и, следовательно, не существует свода нравственных правил на все случаи жизни для всех народов и на все времена. Поэтому каждый индивид вынужден принимать конкретное нравственное решение о способе разрешения конфликта интересов свободно и самостоятельно, он вынужден всякий раз заново изобретать нравственную норму или, что то же самое, человеческую форму поведения. Без свободы морального выбора нет и нравственного самопринуждения, а есть внешне навязанные индивиду правила – способы поведения и разрешения конфликта.

Для реализации нравственной необходимости одного свободного выбора недостаточно. Кроме психологической готовности свободно принимать решение о выборе способа разрешения нравственного конфликта, индивид должен обладать также и свободой нравственной деятельности, то есть иметь объективную возможность нравственного самопожертвования. Прежде всего, он должен иметь материальный ресурс для самопожертвования – необходимые материальные ценности (вплоть до собственного здоровья, если потребуется, например, донорская помощь), свободное время (написать письмо матери или оказать поддержку другим индивидам), достаточный уровень нравственной вменяемости, саморефлексии, нравственного рассудка, опыт нравственной деятельности. Без наличных материальных условий нравственная свобода остается на уровне благих намерений и не способствует разрешению нравственного конфликта.

08 Мар 2023 в 20:34. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв