Просмотров 603

Таким образом, парадоксальный вывод Ф. Энгельса состоит в том, что подлинная свобода заключается не просто в познании, а в основанном на познании господстве над необходимостью. Но как можно господствовать над необходимостью, если суть необходимости как раз и состоит в том, что ее нельзя обойти, она «не-обходима» и «не-отвратима»?!

С точки зрения современной науки за необходимостью скрывается закон, главной характеристикой которого является неизбежность его осуществления. Напомним, что смысл закона – в его объективности. Закон – это форма или способ движения. Под законом принято понимать такой способ объективного взаимодействия вещей, который предопределяет его необходимый результат. Феноменологически закон обнаруживает себя как устойчивая, повторяющаяся особенность движения вещи. Устойчивость объективной повторяемости и самого закона, в свою очередь, зависит от устойчивости свойств, вещей, всеобщих связей. Например, устойчивость существования Солнечной системы зависит от устойчивости распределения гравитационных масс составляющих ее объектов и занимаемого ею места в структуре Галактики. В конечном итоге, законы определяются структурой материи, с изменением которой изменяется и характер законов.

Свобода есть движение в согласии с законами. Свобода человеческого действия также представляет собой специфический способ и результат движения. Для того чтобы человек смог получить какой-то результат, он должен создать условия, в которых этот результат не может не произойти. И. Кант, а вслед за ним и Сартр писали, что свобода сама есть закон человеческого существования. Теоретический парадокс понимания свободы как закономерного условия человеческого движения принимает здесь формулировку «господства над законом», то есть сотворение самого закона и управление им. Установление «господства над законом» означает возможность запрещать ему проявляться в определенном месте в определенное время. Ф. Энгельс сравнивал в связи с этим молнию и телеграф: молния представляет собой электрический разряд, а телеграф – искусственно созданное устройство, которое дозирует действие электрического разряда, человек с его помощью управляет такими разрядами.

Можно ли устранить закон? Утвердительный ответ очевиден не только в сфере социальных законов. По меткому выражению Гегеля, «хитрость разума» состоит в том, что человеческий индивид как предметно существующее и целесообразно действующее духовно-практическое существо имеет возможность «сталкивать» разнообразные законы и добиваться нужных ему целей. А поскольку не существует самого сильного закона, всегда найдется такой закон, который изменит или вовсе отменит действие другого закона. Например, действие закона Ома для участка электрической цепи невозможно в условиях сверхпроводимости. Поэтому свобода человека проявляется не в том, что он может вести себя произвольно вздорно, потакая своим капризам, а в том, что человек, опираясь на знание, с помощью одних законов отменяет, заменяет, видоизменяет действие других законов или создает новые, не только физические, социально-экономические, правовые, но и законы познания, творчества, самого мышления.

Однако отдельный человеческий индивид может быть только относительно свободным. В одиночку невозможно установить господство над законом, разве что индивид может экспериментировать с психофизическими закономерностями собственного тела. Подлинным субъектом свободы является та или иная общность людей, общество в целом. Чтобы, например, оторваться от Земли и организовать полет в космос, нужно организовать совместные усилия миллионов людей. Или, напротив, лишение совместно используемых энергетических ресурсов ограничивает свободу не только отдельных индивидов, но и целых государств.

08 Мар 2023 в 20:34. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв